Филипп Стеркин: Шувалов проверит на себе законодательство об управлении активами

Игорь Шувалов – один из самых богатых чиновников России. Богатства своего он никогда особенно не скрывал, но с прошлого года о его состоянии знает вся страна. Для его имиджа это был серьезный удар, потому что в глазах массового электората богатый чиновник – это нечестный чиновник. Пусть даже он заработал состояние задолго до прихода на госслужбу.

Шувалову нравится имидж не просто чиновника, а реформатора, человека передового и креативного. И он отреагировал на публикации – перевел свои активы в «слепой траст», чтобы не прикасаться к управлению ими. Такого института в России не существует, поэтому создал он его за границей. Но... В прошлом году президент Владимир Путин начал кампанию по деофшоризации экономики, и чиновникам было поручено отказаться от своих финансовых активов и счетов за границей. Хотя законопроект одобрен пока только в первом чтении, Шувалов решил показать всем пример и вернуть все активы в Россию.

На родине он сразу же столкнулся со всеми недостатками отечественного законодательства (ему как юристу к этому, разумеется, не привыкать). Траст в России не создать, доверительным управлением его не заменишь, развитого наследственного права нет, нельзя передать при жизни активы в управление, чтобы после смерти они были распределены среди наследников. Нет развитого института нотариусов и доверительного управления. Нельзя повлиять на управление имуществом после смерти. Иными словами, Шувалов может поставить эксперимент – показать всем, почему в России неудобно хранить активы.

Ответ на этот вопрос ищет с августа рабочая группа при помощнике президента Эльвире Набиуллиной. Обсуждение пока ничем не закончилось – во всяком случае, видимого результата нет. Но теперь с теми же проблемами, что и бизнес, столкнулся Шувалов, к слову отвечающий за создание условий для ведения бизнеса в стране.

Увеличивает ли это шансы на решение проблемы? Вряд ли. Вряд ли пробок в столице в целом стало бы меньше, а парковок больше, если бы мэр Сергей Собянин ездил за рулем на работу. Полицейские вряд ли стали бы вежливее, если бы министр внутренних дел Владимир Колокольцев сталкивался с ними на улице. Вряд ли из-за проблем Шувалова правоохранительная система станет безопасной для бизнеса, а судебная – эффективной. А без этого капитал не вернется в страну. Но отдельные частные проблемы – например, возможность создания траста – теперь могут решиться. Ведь на тех улицах, по которым ездил бы водитель Собянин, пробок точно стало бы меньше.