От редакции: Почему погибли пациенты подмосковной больницы

Причины пожара в подмосковной психиатрической больнице № 14, стоившего жизни 36 пациентам и двум санитаркам, пока не установлены. Но какими бы они ни были, трагедия высветила проблемы отечественной психиатрии, здравоохранения в целом и разруху в российской провинции. Многие больные погибли мучительной смертью, сгорев или задохнувшись дымом в своих кроватях. Источник ИТАР-ТАСС в правоохранительных органах утверждает, что некоторые пациенты не смогли спастись, поскольку были привязаны к кроватям, официальные лица факт фиксации больных отрицают. Психиатры и наркологи утверждают, что в отдельных случаях обездвиживание агрессивных больных необходимо, иначе приходится вводить ударные дозы нейролептиков, способные нанести вред и без того хрупкому психическому здоровью. И еще: сильнодействующие лекарства (а без них могли обходиться лишь 30% больных в отделении) вызывают замедление реакции на внешние раздражители.

В любом случае, отмечают врачи, в таких учреждениях необходим бдительный и чуткий персонал. В августе 2010 г. медсестра психоневрологического интерната в Ульяновской области спасла 45 больных, вовремя заметив дым. В Подмосковье сестра оказалась, похоже, менее ответственной – как и во многих других местах. Трагедии с человеческими жертвами в российских медучреждениях происходят регулярно: пожар в наркологической клинике № 17 в Москве в декабре 2006 г. (46 жертв), в интернате для престарелых в декабре 2009 г. в Коми (23 погибших), в интернате для ветеранов войны в Вышнем Волочке в августе 2010 г. (8 смертей). Учреждения для них расположены в пожароопасных старых зданиях (сгоревший в Подмосковье корпус – 1940 года постройки) без качественной пожарной сигнализации. Удивляет и другое: одна группа пожарных прибыла на вызов через час после сигнала, другая – без воды.

Ничто, кажется, не меняется: государство относится к беспомощным людям, будь то ветераны или хронические психиатрические больные, как к балласту.