Тимофей Дзядко: Владимир Богданов и неизвестно чьи миллиарды

Информация в отчете по МСФО мало чем будет отличаться от данных по РСБУ. Потому что единый центр прибыли – «Сургутнефтегаз», и у нас все четко и понятно», – заявил «Интерфаксу» гендиректор «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов в преддверии публикации международной отчетности, которую компания не выпускала более 10 лет. Действительно, ничего нового в отчете по МСФО нет, за исключением подробного описания, где и на каких условиях компания хранит свои миллиарды.

Но со второй частью заявления Богданова сложно согласиться – про «Сургут» практически ничего не понятно. Ясно, что эта компания будет ежегодно добывать по 61–62 млн т нефти, направлять на дивиденды 20% чистой прибыли и развиваться исключительно в России. Но не ясно, на что «Сургутнефтегаз» 10 лет копит деньги и уже собрал $30 млрд. Про стратегию компании известно только (со слов Богданова на последнем собрании акционеров), что она остается прежней: «Бурить, бурить, бурить и осваивать то, что есть».

Самое главное – непонятно, кому компания принадлежит, у кого хотя бы блокирующий пакет, не говоря уже о контроле. Даже 40,5% казначейских акций, которые были в предыдущей отчетности по МСФО, в новой исчезли.

Богданов, который руководит «Сургутнефтегазом» уже почти 30 лет, видимо, считает, что посторонним это знать не обязательно. Он начинал свою карьеру с должности помощника бурильщика в Нижневартовске. Очевидно, что бурение и другие производственные вопросы для него важнее, чем отношения с инвесторами.

«Сургутнефтегаз» не публиковал международную отчетность с 2002 г. и не сделал бы этого и на этот раз, если бы не законодательные требования. И дело, разумеется, не в штрафе, который грозил в случае отказа от подготовки МСФО (до 700 000 руб.), – компания легко бы его заплатила. Как говорил ранее Богданов, компания делает все «строго по закону».

Компания уже 10 лет не делала никаких презентаций и могла бы просто опубликовать отчетность на сайте. Но на этот раз Богданов, казалось бы, даже пошел навстречу инвесторам – к публикации международной отчетности был приурочен четырехдневный тур в Сургут и на крупнейшие месторождения компании. На одном из месторождений даже был специально сооружен мини-музей, где детально объяснялось, как «Сургутнефтегаз» ведет геологоразведку и добычу. Все было организовано на высшем уровне, компания управляется как оркестр, не скупятся на похвалы участники этого тура. Но на встрече с инвесторами Богданов так и не появился, направив вместо себя своих заместителей. И осадок, конечно, остался.

Не случайно же «Сургут» стоит на бирже не сильно дороже, чем сумма средств на его счетах. Зачем гендиректору капитализация, когда он и так свободно может распоряжаться десятками миллиардов долларов?