Мнения
Бесплатный
Статья опубликована в № 3345 от 16.05.2013 под заголовком: От редакции: Частичное применение

От редакции: Как Россия применяет Конвенцию ООН против коррупции

А.Шпилько

В октябре 2003 г. ООН приняла Конвенцию против коррупции (UNCAC), которая предусматривает комплекс действий против неправомерного использования должностного положения в госаппарате и частном секторе. Она предусматривает ужесточение наказаний за взяточничество и подкуп, преследование должностных лиц вне зависимости от их ранга, борьбу с незаконным обогащением, защиту заявителей о фактах коррупции. Россия ратифицировала конвенцию в марте 2006 г. Насколько системно и последовательно наша страна реализует международные стандарты борьбы с коррупцией, проанализировали эксперты российского подразделения Transparency International (TI).

Ряд законов приведены в соответствие с принципами конвенции. В частности, эксперты положительно отзываются о реализации в России 15-й статьи документа (дача взятки публичному должностному лицу) и 17-й (растрата или нецелевое использование средств), а также 32-й (защита свидетелей). Впрочем, не все гладко: авторы указывают, что гуманизация уголовных наказаний 2010–2011 гг. коснулась и статьи за взяточничество. Разорительные штрафы для мздоимцев применяются редко: часто они успевают спрятать нажитое. Показательна и гуманность российского правосудия к обвиняемым по этим статьям. В 2008–2012 гг. доля оправданных по обвинению во взяточничестве и злоупотреблении служебным положением (3 и 5% соответственно) существенно выше среднего.

Труднее реализуются статьи о незаконном обогащении, легализации коррупционных доходов и защите заявителей. Это не случайно: они затрагивают интересы крупных бенефициаров коррупционного бизнеса, облегчают выявление несоответствия их доходов и расходов. Принятый в апреле указ президента о порядке декларирования крупных расходов госслужащих и руководителей оставляет лазейку: там не учитываются доходы и расходы компаний, зарегистрированных родственниками чиновников. Указ также затруднил процедуру привлечения заявителей к дисциплинарной ответственности, но не защищает их от заказных уголовных дел. Эксперты предлагают полностью ввести 20-ю статью конвенции о незаконном обогащении и надеются, что информация о доходах чиновников будет более прозрачной. Наивная надежда, если вспомнить, что на НКО, занимающиеся антикоррупционной экспертизой, в том числе и на TI, пытаются наклеить ярлык «иностранных агентов». Будут ли чиновники руководствоваться мнением «агентов» – вопрос риторический.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать