Статья опубликована в № 3347 от 20.05.2013 под заголовком: От редакции: ТВ экономкласса

От редакции: Бедное, но общественное

Созданное по указу Дмитрия Медведева Общественное телевидение (ОТР) вчера начало вещание. Опубликована программа передач на следующую неделю. У руководства телеканала большие планы на будущее: первые лица надеются, что их детище не будет заниматься заказными телеразоблачениями и добиваться расположения аудитории сюжетами о скандалах и преступлениях. На официальном сайте канала сказано, что он намеревается охватить вещанием 90 млн россиян – более 60% населения нашей страны. Создатели проекта обещают, что в России появится телеканал без рекламы, рассчитанный на широкую аудиторию, свободный от пропагандистских функций и вещающий по стандартам европейских общественных каналов, которые призваны «информировать, просвещать и развлекать».

Эксперты заметили ряд недочетов в первый день вещания. Но дело не в них, а в механизмах создания и принципах финансирования нового канала. ОТР, которое в идеале должно отражать мнения и интересы всех слоев населения, – детище медведевской квазиоттепели. С возвращением Владимира Путина канал, как и другие проекты прежнего президента, стал испытывать сложности с финансированием и оборудованием. Канал не получил площадей телеканала «Звезда», поэтому половину (700 млн) из выделенных 1,5 млрд руб. потратил на закупку новых студий.

Классической моделью финансирования общественного ТВ считается британская BBC, которая не получает денег от государства и существует преимущественно за счет абонентской платы телезрителей (75–80% доходов в последние годы). Похожая модель принята в немецких ARD и ZDF, получающих за счет абонентов около 85%.

Во Франции несколько общественных телеканалов получают большую часть денег, как бюджетные субсидии госкорпорации France Television.

Общая черта этих каналов – плата с телезрителей (эквивалент 175 евро в Англии, 215 – в ФРГ, 124 – во Франции). Государство иногда выступает администратором сбора абонентской платы. Близкие системы работают в Польше и Чехии.

В России введение абонентской платы встречает сопротивление сразу с двух сторон. Во-первых, большинство телезрителей не готово платить за качественные просветительские и информационные передачи. По данным недавнего опроса фонда «Общественное мнение», за ОТР не хотят платить 80% опрошенных, готовы делать это всего 10%. По данным ВЦИОМа, 59 и 26% соответственно.

Во-вторых, государство, заинтересованное в «правильной» картинке в эфире, со своей стороны поддерживает любителей бесплатного телевидения материально. В бюджете 2012 г. расходы на государственные СМИ составили более 72 млрд руб. На этом фоне ОТР дали совсем немного: 1,5 млрд в 2013 г., 4,5 млрд руб. до 2015 г. (например, Russia Today в 2013 г. получит 11 млрд руб.). Даже если представить, что новое телевидение будет свободным в выборе тем и гостей (хотя и в этом есть понятные сомнения), редакторам канала придется работать в крайне стесненных условиях. Что делать – таковы бюджетные приоритеты. Общественному ТВ придется быть телевидением экономкласса. В марте гендиректор канала Анатолий Лысенко заявил «РИА Новости»: «Мы не получаем никаких указаний из Кремля. Нас никто не приглашает, к сожалению, потому что было бы неплохо, если бы нас пригласили и помогли финансово».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать