От редакции: Президент и бизнес не договорились о том, что такое бизнес

Как и ожидали многие, Владимир Путин не стал делать бизнесу подарков к Дню предпринимательства (отмечался вчера). На встрече с предпринимательским сообществом 23 мая президент объявил сырым проект амнистии для осужденных по экономическим статьям, да и вообще не обещал бизнесу ничего конкретного.

Встреча показала, что президент не склонен доверять предпринимателям. Это видно по стенограмме. Например, предприниматели рассказывают президенту, что при строительстве одинаковых заводов в России, США и Китае налоговые льготы есть у всех, но в США дают субсидию в $40 млн на начало проекта, а в Китае коробку строят за государственный счет, потому что это бюджетные инвестиции в расширение налоговой базы. Путин отвечает: такие прямые аналогии не всегда бывают корректными, потому что они строят коробку, но у них других составляющих, отягощающих проект, может быть много.

Бизнес просит, чтобы тарифы естественных монополий не превышали инфляции. Путин отвечает: в целом мы как раз думаем именно в этом направлении, но при принятии решений будем руководствоваться и соображениями инвестиционной активности самих инфраструктурных монополий. Бизнес предлагает двухлетние налоговые каникулы для нового малого бизнеса. Путин отвечает в том духе, что тогда все предприятия, рассчитывая на налоговые каникулы, будут создаваться на два года.

Бизнес предлагает амнистию для осужденных предпринимателей. Путин беспокоится, как бы не выпустить фальшивомонетчиков, криминальных экспортеров оружия и «граждан, которые осуждены формально по экономическим преступлениям, но степень их общественной опасности выходит далеко за рамки» этих преступлений.

И предлагает вернуться к разговору в декабре нынешнего года (см. статью «Отпустят к празднику» на стр. 02).

Выходит, что наша правоохранительная система только с помощью формальных посадок по экономическим статьям уберегает общество от убийц, насильников, фашистов. И, конечно, у правоохранителей как лоббистов гораздо более весомые позиции, чем у предпринимателей (на неделе силовики жаловались в Госдуме на смягчение наказаний для бизнесменов: см. статью «Нельзя, чтоб не сидели», «Ведомости» от 23.05.2013).

Путин воспринимает бизнес не как систему институтов и экономическую среду (в которой, кстати, многое строится на доверии), а как одно из многих профессиональных сообществ. У Путина есть ресурс, который им всем нужен (политический, финансовый), и Путину надо грамотно его делить, а в случае конфликта интересов «разводить» конфликтующие стороны. Например, нельзя полностью освободить бизнес от гнета силовиков – потому что как же последние будут кормиться? Или, допустим, нельзя снизить налоговую нагрузку на бизнес – потому что как же повышать зарплаты учителям? Кроме всего прочего предприниматели опасны, когда независимы, – мало ли, профинансируют какой подрывной проект?

В свою очередь, профессиональные сообщества должны, по Путину, выполнять задачи, которые ставит перед ними страна (т. е. президент). Киношники – снимать патриотическое кино, врачи – правильно голосовать на выборах, учителя – правильно работать в избиркомах, силовики – сажать врагов Родины. Предприниматели – создать 25 млн рабочих мест. Как предприниматели будут решать задачу, отбиваясь от силовиков, – это уже не дело президента.