Борис Сафронов: ВТБ умеет и любит заключать эффектные сделки

Размещение допэмиссии акций ВТБ на 102,5 млрд руб., скорее всего, станет приватизационной сделкой года. Для банка она – несомненный успех.

Во-первых, акции на такую сумму проданы почти без дисконта: формально он составил 9% к рыночным котировкам, но реально – 6%, поскольку инвесторы получили акции после закрытия реестра к годовому собранию акционеров и дивидендов за прошлый год не получат.

Во-вторых (и это, пожалуй, лучшая новость для банка), преимущественным правом выкупа бумаг воспользовались владельцы более половины его акций (без учета госпакета). Более 1200 инвесторов купили акции госбанка на 14,4 млрд руб. То есть они, несмотря на все передряги, верят в ВТБ.

В-третьих, банк снова нашел крупных статусных инвесторов. Два года назад на SPO это были итальянская Generali, Сулейман Керимов, китайский суверенный фонд CIC, TPG Capital и другие фонды, а в этот раз больше половины эмиссии выкупили три суверенных фонда: Катара, Азербайджана и Норвегии (он уже был акционером банка с долей около 0,2%). Компанию им составили китайский China Construction Bank и бразильский BTG Pactual, а также Михаил Прохоров и Керимов, увеличивший свой пакет.

Надо отдать должное ВТБ – он умеет и любит работать с крупными партнерами и заключать эффектные сделки. Начав с самого народного IPO (более 130 000 акционеров) по 13,6 коп. за акцию, он в кризисном 2009 году убедил государство выкупить его допэмиссию по цене выше рыночных котировок. Впрочем, через два года государство с прибылью продало часть этих акций на SPO – Generali тогда выступила в роли якорного инвестора, а бумаги госбанка в Лондоне и Москве покупали самые разные инвесторы. В этот раз акции размещались среди узкого круга покупателей, по сути, клубная сделка.

Ни одного повтора! Даже интересно, что госбанк придумает в следующий раз.

За любой сделкой, какой бы удачной она ни была, следуют будни, а вот здесь ВТБ выступает не так ярко. Два года назад он размещал бумаги по 9,5 коп., теперь – по 4,1. Между этими сделками был выкуп акций у участников народного IPO по цене размещения – 13,6 коп. Мелкие же инвесторы банку, кажется, неинтересны – как стричь свинью: визгу много, шерсти мало.

Мало кому из долгосрочных инвесторов удалось заработать на ВТБ, но он нашел аргументы для покупателей, тем более что многие из них – партнеры госбанка. Для суверенных фондов вложение в его капитал – демонстрация хороших манер, которая позволяет рассчитывать на ответную любезность. Для российских предпринимателей акции госбанка могут стать предметом залога и проявлением лояльности, которая может быть вознаграждена, например, кредитом.

ВТБ даже сумел убедить инвесторов провести все расчеты через Московскую биржу, создав прецедент: обычно большая часть бумаг размещается за рубежом. Важный шаг в создании международного финансового центра, правительство может быть довольно. Настолько, что оно отказалось от денег: вместо того чтобы продать еще часть акций из госпакета и привлечь средства в бюджет, оно согласилось на допэмиссию, деньги от которой поступают в капитал банка.

Когда понадобится еще, он сумеет убедить государство – навыки работы с главным акционером в ВТБ близки к совершенству. Хвост виляет собакой.