Иван Напреенко: Довольные, недовольные и Европа

Первое, что обнаружили исследователи, попытавшись оценить отношение россиян к перспективе вступления страны в ЕС, – это то обстоятельство, что более 30% населения вообще не знает о существовании Европейского союза. В наименьшей степени о ЕС осведомлены в малоурбанизированных и слаборазвитых регионах страны. Чемпион в этом отношении – Дагестан, где о ЕС знают 37% населения.

Из тех респондентов, кто знает о существовании Европейского союза, далеко не все спешат в него влиться. 48% считают, что Россия выиграла бы от вступления в ЕС, 39% – что проиграла бы, и лишь 13% – что ее положение осталось бы неизменным. При этом для сторонников интеграции приоритетным, но далеко не единственным направлением оказывается экономическое сотрудничество (см. диаграмму 1).

Интересно, что различия в отношении граждан к интеграции России в ЕС напрямую связаны с активностью населения в пространстве политических и экономических стратегий поведения. По результатам исследования установлено, что поведение людей как в экономической, так и в политической сфере описывается двумя базовыми измерениями:

1. Активная/пассивная стратегия. Люди могут активно включаться в экономическую и политическую жизнь страны или, наоборот, занимать пассивную позицию и практически не участвовать в экономической или политической деятельности.

2. Константная/перформативная стратегия. Люди могут быть удовлетворены текущими экономическими и/или политическими условиями жизни, поэтому могут стремиться сохранить статус-кво и играть на поддержание существующих правил игры. В таком случае стратегии их поведения будут константными. Либо, наоборот, высокая степень неудовлетворенности существующими условиями жизни может подталкивать их на активные действия, направленные на изменение существующих правил игры, – тогда они придерживаются перформативной стратегии.

По результатам исследования было выделено четыре группы, которые отличаются друг от друга в пространстве экономических и политических стратегий.

Группа 1. Homo Institutius: представители этой группы в наибольшей степени довольны и политическим, и экономическим положением, поэтому они играют на сохранение статус-кво. Эта группа составляет 41% населения страны и состоит из относительно молодых (до 35 лет) городских жителей со стабильным уровнем дохода. Инициативны в экономическом плане в рамках существующих институций.

Группа 2. Homo Economicus: так же как и Homo Institutius, эта группа активна в экономической и политической сферах, однако ее представители значительно меньше довольны политической ситуацией в стране, поэтому в наибольшей степени заинтересованы в изменении текущих правил игры. Представители этой группы составляют 23% населения, они старше Homo Institutius (их средний возраст от 35 до 45 лет). В нее входят главным образом бизнесмены и те, кто работает «на себя»: фрилансеры и самозанятые. Доход этих людей значительно выше среднего.

Группа 3. Homo Frustrated: группа, которая в наименьшей степени удовлетворена как политической, так и экономической ситуацией в стране. Примечательно, что это самые деятельные участники протестных выступлений зимы 2011-го в регионах страны. Это жители небольших и средних городов, люди, занятые физическим трудом, и студенты. Они составляют 26% населения.

Группа 4. Homo Alienated: группа, которая наиболее пассивна как в экономической, так и в политической сфере. В нее входят бюджетники, пенсионеры, безработные и люди, живущие за счет социальных пособий. Это граждане с невысоким, но стабильным доходом (сопоставим с Homo Frustrated), которые не требуют изменений ни в политическом, ни в экономическом плане. В эту группу входит 10% населения РФ.

Парадоксально, но в пространстве политических стратегий (см. рисунок 1) ближайшим союзником Homo Economicus оказывается группа населения, которая по характеристикам социально-экономического положения от них наиболее далека. Это Homo Frustrated – группа работников невысокой квалификации с невысоким же уровнем дохода, занимающихся преимущественно физическим трудом. Однако недовольство политической ситуацией в России делает стратегии политического поведения групп практически идентичными.

Как мы видим из диаграммы 2, группы по-разному относятся к сценариям евроинтеграции. Примечательно, что максимально заинтересованы в решении визового вопроса и свободном передвижении рабочей силы Homo Institutius и Homo Frustrated. Последние – в особенности. Представители обоих кластеров более других предрасположены к выезду за рубеж (см. диаграмму 3), но сценарии своих отношений с заграницей у них опять-таки противоположны – как противоположны их позиции в отношении довольства/недовольства ситуацией в стране.

Homo Institutius планирует временный отъезд – на учебу или на временную работу. Иными словами, представители этого кластера не намерены рвать отношения с Россией и воспринимают ЕС как пространство для институционального роста.

Homo Frustrated, напротив, заинтересованы в постоянной эмиграции – они с удовольствием сами уехали бы за рубеж на постоянное место жительства или же отправили туда ребенка. Свое будущее в России они, по всей вероятности, не видят: это самая разочарованная социальная группа. 84% ее представителей – больше, чем кто-либо еще, – не верят, что собственными силами могут изменить ситуацию в стране. Поэтому их стратегия – это exit strategy: желание радикально изменить условия жизни.

Высокой разочарованностью можно объяснить и следующий на первый взгляд странный факт: треть представителей группы Homo Frustrated полагают, что Россия должна дистанцироваться от ЕС. Возможно трактовать ориентацию на постоянную эмиграцию в сочетании с поддержанием дистанции как желание максимально развести Россию, с которой «все понятно», и Европу. Высокий приоритет экономического встраивания в европейское пространство обусловлен высоким запросом на социальную справедливость. С другой стороны, в среде наиболее политически и экономически неудовлетворенных представителей Homo Frustrated можно ожидать достаточное число консервативно, «почвеннически» ориентированных граждан, которые видят сближение с Европой в негативном свете.

Бросается в глаза, что показатель скепсиса по отношению к ЕС сближает Homo Frustrated и «предпринимательский» кластер Homo Economicus: почти треть его представителей считают, что ЕС и Россия должны держаться порознь. При этом группа Homo Economicus, оказывается, в относительно малой степени связывает будущее c выездом за границу. Можно предположить, что это связано, с одной стороны, с их экономической инициативностью, с другой – с высокой по сравнению с другими группами верой в возможность изменить положение в стране своими силами (12%) и самой высокой готовностью к преобразованиям радикальным, революционным путем (24%).

При этом, поддерживая достаточно расплывчатую категорию «усиления экономического сотрудничества», Homo Economicus не слишком расположены к объединению рынков труда и визового пространства. Вероятно, протекционистская позиция объясняется негативным отношением к оттоку квалифицированных специалистов, который бы повлиял на их местный бизнес.

Таким образом, мы видим, что Homo Economicus и Homo Frustrated, которые чаще других стояли плечом к плечу на оппозиционных митингах, не совпадают во взглядах на сближение России с ЕС. Те, кто полагает, что им уже нечего терять, готовы к эмиграции и потому приветствуют слияние рынков труда. Самыми же последовательными интеграционистами оказываются представители Homo Institutius, которые довольны экономическим и политическим климатом в стране, но, напомним, в наименьшей степени хотят уехать за рубеж. При этом к политическому слиянию с Европой, похоже, никто из групп не готов. Возможно, те, кто поставил на стране крест, не видит в этом смысла, те же, кто надежд не теряет, еще дорожит тем, что считает независимостью.

Серия публикаций основана на результатах работы Центра социологических исследований РАНХиГС в рамках проекта «Евробарометр в России» под руководством Виктора Вахштайна и Павла Степанцова.