От редакции: Государство стремится формализовать неформальные деньги

Реформа российской тюремной системы приобретает неожиданные черты. Министерство юстиции готово попросить у общества помощи в смягчении участи заключенных. По данным «Коммерсанта», министерство намерено создать попечительские советы при тюрьмах и колониях. Предполагается, что советы, состав и полномочия которых определят чиновники Минюста, помогут в сборе средств в помощь заключенным, наладят на островках ГУЛАГа нормальную жизнь и облегчат социальную и профессиональную реабилитацию осужденных по окончании тюремного срока.

Общественники, впрочем, будут назначаться сверху. Новые попечительские советы – бюрократическая альтернатива инициативе снизу, т. е. общественным наблюдательным комиссиям, которые в последние годы вскрыли немало беззаконий тюремной администрации и бесчинств сотрудников ФСИН. Вероятно, это способ обезопасить себя от новых разоблачений. Идея попечительских советов отчасти напоминает создание в июле 1819 г., при Александре I, «Попечительного о тюрьмах общества». Его уставной целью было «улучшение как нравственного и физического состояния арестантов, так и мест заключения». Президента общества назначал царь, он же утверждал кандидатуры рядовых членов общества и его губернских отделений. Члены «Попечительного о тюрьмах общества» платили ежегодные взносы, привлекали частных благотворителей, контролировали обеспечение арестантов продуктами, одеждой и медицинскими средствами первой необходимости. Похожим образом и в проекте Минюста проверенные бюрократами общественники будут отвечать за сбор денег с родственников заключенных и благотворителей и следить за их целевым использованием.

Но это все теория. По словам экспертов, знакомых с ситуацией в местах лишения свободы, новая система попечительских советов – это попытка легализовать существующую систему поборов с близких и знакомых заключенных. Заметим, что это не единственный эпизод последних лет, когда бюрократия изобретательно ищет способы узаконить неформальные сборы с граждан и стремится передать часть полномочий аффилированным структурам и сэкономить бюджетные расходы за счет тех получателей государственных услуг, которые готовы платить за их своевременное и качественное выполнение.

Различные формы «приватизации расходов» уже действуют в образовании и других сферах публичных услуг. Можно вспомнить разрешение школам ввести плату за обучение на подготовительных курсах для будущих первоклассников, взимание денег за дополнительные занятия по учебным дисциплинам, на которых старшеклассников натаскивают на сдачу ГИА и ЕГЭ. В некоторых вузах организованы курсы по подготовке к олимпиадам, победители которых поступают вне конкурса. Есть еще истории с центрами, где жителям крупных городов обещали ускоренную выдачу заграничных паспортов и комфортабельные условия ожидания приема (москвичи нередко жалуются на длительное, превышающее официальные сроки время оформления), платные исследования и анализы в муниципальных поликлиниках.

Логику государства можно понять: есть неформальные и непрозрачные потоки денег и благ, государство хочет сделать их формальными и прозрачными. Для того чтобы эту задачу действительно решить, нужно, вероятно, начинать с повышения прозрачности самого государства.