От редакции: Вперед, к традиционному укладу

Российское общество не назовешь традиционным. Это урбанизированное, атомизированное общество, где давно утрачены древние табу и ориентация на семью, где установки, обусловленные традициями и верой отцов, давно вытеснены ценностями индивидуального выживания. Можно ли вернуть традиции и где их взять?

У депутатов есть ответ. Комитет Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей опубликовал проект Концепции государственной семейной политики до 2025 г. Обоснование необходимости государственной семейной политики состоит из констатации печального состояния института семьи и сконструированных на бумаге традиционных ценностей, к которым предлагается вернуться.

Определяя традиционные семейные ценности, концепция относит к ним официальный брак (зарегистрированный государством или заключенный в рамках одной из религиозных традиций, «составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России») между мужчиной и женщиной «с целью продолжения своего рода, рождения и совместного воспитания трех и более детей» (sic!). Разрушили семью, по мнению авторов, решения первых лет советской власти. Зато после войны «уважение к институтам семьи и брака, его устойчивость подкреплялись формированием негативного отношения советского общества к сожительству, разводам; взаимное уважение в семье, забота о детях вошли в число 12 принципов Морального кодекса строителя коммунизма, ставшего частью Третьей программы КПСС, принятой ХХП съездом в 1961 году».

Нынешние проблемы концепция связывает с экспериментами 1980–1990-х гг., а сейчас «Россию начинают активно втягивать в систему отношений, свойственных западной цивилизации, с ее фетишизацией прав и свобод человека, в том числе прав сексуальных меньшинств».

К сожалению, в концепции не упоминается понятие демографического перехода от традиционного общества к индустриальному (характеризуется снижением рождаемости и смертности). Россия его прошла, большинство семей у нас живет в городах, в маленьких квартирах многоэтажек, женщины работают. Возвращение к многодетной семье – не вопрос мотивации, а вопрос инфраструктуры и пространства жизни. «Теоретически можно вернуться к патриархальному агроукладу, – говорит директор Независимого института социальной политики Лилия Овчарова, – если опять переселить всех в деревню, заставить женщин сидеть дома и т. п. Но в мире примеров такого возвращения нет».

Список предлагаемых мер содержит много полезного (от реформирования органов опеки до социальной и психологической помощи кризисным семьям), но явно предполагает значительные бюджетные расходы. В концепции много говорится о необходимости ужесточить правила проведения абортов.

Предлагается также введение штрафов за развод, что, вероятно, скорее приведет к раздельному проживанию супругов, чем к росту взаимопонимания. Авторы предлагают признать церковные браки наравне с государственными, что вполне логично. Но вот приоритетное участие представителей «традиционных конфессий» в комиссиях по правам несовершеннолетних и в обсуждении законопроектов в сфере семейных отношений противоречит принципу отделения церкви от государства – лучше, если они будут участвовать на равных правах с другими общественными организациями.