Александр Галушка: Нарушение прав стоит денег

На XXIV съезде КПСС в 1971 г. Леонид Брежнев заявил: «Наша главная задача – обеспечить значительный подъем материального и культурного уровня жизни народа на основе повсеместного внедрения достижений научно-технического прогресса».

Что изменилось за эти сорок с лишним лет?

Цели те же, слова – другие. Вместо слов «научно-технический прогресс» используются слова «инновации» и «модернизация», однако сегодняшняя российская экономика остается такой же неотзывчивой к инновациям и модернизации, как и старая советская – к научно-техническому прогрессу. Достаточно сказать, что отставание современной российской экономики от развитых стран по производительности труда такое же трехкратное, как и плановой советской. По многим другим параметрам, характеризующим экономическую эффективность, положение не лучше.

Стимулы, а вернее их острая нехватка, имеют здесь решающее значение. При развитой конкуренции и благоприятном инвестклимате нет необходимости призывать к модернизации и инновациям, они происходят естественно и непрерывно в силу экономических стимулов, а не политических лозунгов.

Уровень конкуренции в российской экономике низок. Целые отрасли монополизированы или огосударствлены, конкуренция чаще идет за административный ресурс, а не за экономическую эффективность. По данным Росстата, 76% предпринимателей считают уровень развития конкуренции неудовлетворительным. Нехватка экономической свободы и конкуренции острая. Душно, одним словом, в нашей экономике.

Практически, что означает конкурентный рынок? Это рынок покупателя. Рынок, на котором именно потребитель чувствует себя свободно, комфортно и удовлетворенно. Вопросы экономической концентрации, на которых часто фокусируется антимонопольная политика, при этом имеют важное, но вторичное значение.

Показательно в этом плане, что, по опросам, наиболее остро дефицит конкуренции ощущается сегодня в таких сферах, как ЖКХ и электроэнергетика.

О крайней необходимости развития конкуренции говорил Владимир Путин в своем послании 2012 г., а правительство России утвердило 28 декабря прошлого года соответствующую «дорожную карту».

Важно, что в ней особое внимание уделено защите прав потребителей. И до конца этого года должен быть разработан новый для России и давно опробованный в Северной Америке частный механизм защиты прав потребителей. Мы в «Деловой России» планируем 26 июня на своем ежегодном форуме представить конкретные предложения по его работе.

Их суть состоит в трех основных вещах.

Во-первых, компаниям и гражданам будет дана возможность подавать коллективные иски к нарушителям антимонопольного законодательства.

Во-вторых, взыскивать с таких нарушителей многократные убытки.

В-третьих, адвокатам, которые будут в суде всем этим заниматься, должны выплачиваться «гонорары успеха», например 10% от взысканных убытков.

Сегодня антимонопольное регулирование заканчивается для нарушителя штрафом в бюджет. Для потребителя оно практически заканчивается ничем. Например, у того, кто переплачивал за бензин, от штрафов в бюджет денег в кармане больше не становится и цены на бензин, как показывает практика, от штрафов падать не начинают.

В частной же системе антимонопольное регулирование заканчивается кратной компенсацией убытков, т. е. потребителю – компании или человеку – вернут с премией деньги, которые он потерял от действий монополиста. При этом адвокат, который всем этим будет заниматься, очевидно заинтересован в том, чтобы выявить факты нарушения антимонопольного законодательства; вовлечь в коллективный иск как можно больше участников, объясняя людям и компаниям, что не просто их права нарушены, а сколько именно денег они на этом потеряли; победить монополиста в суде, взыскать с него убытки в пользу пострадавших компаний и граждан. От этого прямо зависит заработок и репутация адвоката.

Таким образом, возникает новый ключевой участник конкурентных отношений – охотник на монополии: адвокат с мощной мотивацией и сильной компетенцией. Хотел бы отметить, что благодаря активной поддержке Федеральной антимонопольной службы в «дорожной карте» были закреплены данные новации.

Нетрудно понять, что такая система способствует не только восстановлению нарушенных прав и взысканию убытков, а стимулирует формирование в обществе антимонопольного народного фронта, в основе которого – осознание обществом очень важных категорий: «У нас есть права. Их нарушение стоит денег». Это мощный экономический стимул формирования правового общественного сознания, развития гражданского общества. По духу и смыслу Общероссийский народный фронт, задуманный как институт солидарного продвижения гражданских инициатив и защиты общественных интересов, – лучшая из возможных площадок для формирования и продвижения антимонопольного народного фронта. Очевидно, от его деятельности прямо выиграют десятки миллионов наших граждан, миллионы малых и средних предпринимателей, весь добросовестный бизнес России.

Конкуренция несет свежий воздух экономической свободы. Кислород, без которого останавливается жизнь.