От редакции: Россия и Турция, соседи-соперники

Разная скорость преобразований в двух близких по общественному и политическому устройству государствах иногда приводит к парадоксальным изменениям. В частности, образ одной страны и народа в глазах другого меняется на противоположный. Российская и Османская империи, абсолютные монархии, примерно одновременно начали подготовку реформ. Секретный комитет по крестьянскому вопросу под руководством Павла Киселева, разрабатывавший варианты отмены крепостного права, начал работу в 1835 г. Указ султана Абдул-Меджида о преобразованиях правовой системы был издан в ноябре 1839 г. Реформы сменялись периодами реакции. В русском обществе сложился стереотип Турции как деспотического государства, где царит произвол и угнетается христианское меньшинство. Николай I называл соседнюю деспотию «больным человеком Европы». После выхода в 1860 г. статьи Николая Добролюбова «Когда же придет настоящий день?» публицисты нередко сравнивали бюрократические институты и косных корыстных чиновников в России и Турции.

Общественный деятель Михаил Драгоманов в статье «Турки внутренние и внешние» писал в 1876 г.: «...политическая свобода введет саму Россию в круг европейских стран и положит начало устранению и в России бед, которые возмущают нас в Турции: истощение народа всякими поборами, начиная с <...> податной системы, кладущей всю тяжесть государства на мужика, произвол чиновников, отсутствие гарантий личности, национальная и религиозная нетерпимость». Институциональная повестка дня, как мы видим, возникла в России не вчера. Парадокс еще и в том, что российские государственные деятели хорошо понимали, как ту повестку дня воплотить в жизнь. И даже сделали это... в Болгарии.

В 1877 г. русские войска начали войну за освобождение Болгарии, к середине 1880-х гг. русские прогрессивные чиновники помогли восстановленному государству создать конституционную монархию и одну из передовых правовых систем того времени.

С тех пор прошло почти полтора века. Преобразования в обеих странах чередовались с периодами реакции, кровопролитными войнами, социальными потрясениями и распадом империй. Кроме того, в Турции власть неоднократно захватывали военные. Турция излечила постимперские комплексы, построила светское государство с развивающейся экономикой, работающими политическими институтами. Как показывают массовые протесты последних недель, общество готово защищать эти гражданские и светские ценности, хотя конфронтация вряд ли будет долгой. Среднему классу есть что терять. Более важный индикатор некоторых успехов Турции в развитии правового общества – то обстоятельство, что страна в какой-то момент вплотную подошла к членству в ЕС.