От редакции: Прекрасные буржуи и ужасные бизнесмены

Рационализм, трудолюбие, высокий профессионализм, инициативность, настойчивость в достижении поставленных целей, высокий уровень общей культуры, честность, щедрость, благородство. Таков бизнесмен в представлениях россиян. Только это не русский бизнесмен, а иностранный.

Наш предприниматель отличается жаждой наживы; склонностью к разного рода жульничеству и махинациям; деловой хваткой; неразборчивостью в средствах достижения своих целей; нежеланием честно трудиться; авантюризмом; низким уровнем общей культуры. Это одни и те же российские граждане оценивают предпринимателей. В первом случае западных, во втором – отечественных. Опрос проводили социологи «Левада-центра».

То есть у наших бизнесменов по сравнению с западными – в представлении наших граждан – перевернутая система ценностей. И такое представление у наших граждан в среднем сохраняется с 1991 г. (в таблице представлены итоги опросов 1991, 1994, 2001, 2010 и 2013 гг.).

Здесь нельзя не вспомнить о высоком общем уровне недоверия друг к другу, фиксируемом в постсоветской России. Вокруг вообще не очень приятные люди, а если бизнесмены – то мошенники.

Если учесть, что подавляющее большинство россиян опыта в бизнесе не имеют (по данным Глобального мониторинга предпринимательства – 2012, 83% никогда не пытались заниматься бизнесом), то это мнение клиентов или сторонних наблюдателей. Плохое мнение о собственных предпринимателях складывается из воспоминаний о бандитских 1990-х, консенсуса о нечестности приватизации, представления о повсеместной коррупции (согласно другому опросу «Левада-центра», 73% граждан уверены, что честно заработать миллионы в России невозможно) и опыта потребления услуг бизнеса.

Хотя, что касается малого и среднего бизнеса, т. е. предпринимателей, с которыми средний гражданин встречается гораздо чаще и даже может быть знаком, отношение к нему гораздо позитивнее. Если деятельность крупного бизнеса считают полезной для страны 43%, а вредной – 37%, то у малого и среднего соответствующие показатели 61 и 18%.

Руководитель отдела социокультурных исследований «Левада-центра» Алексей Левинсон считает, что в этом противопоставлении портретов западного и российского бизнесмена отражается российский миф о капитализме, мечта о хорошем бизнесе. Настоящего западного бизнесмена никто из опрошенных в глаза не видел.

Возможно, для среднего россиянина, особенно никогда не бывавшего за границей, западный капитализм – что-то вроде капиталистического рая, прекрасная утопия (хотя, отвечая на другие вопросы, например о врагах России, тот же респондент может считать Запад капиталистическим адом). Поразительно и то, что этот миф стабилен уже 22 года. Реальные условия для ведения бизнеса в России плохи, представление о невозможности честно добиться успеха поддерживается в медиа – и одновременно является основанием для поведения.