От редакции: Турция в дыму и пене

В разгар летнего сезона Турция расширяет диапазон туристических услуг. Российские отдыхающие могут не ограничивать себя привычными развлечениями – пляжами, шопингом и осмотром достопримечательностей. Любители массовых политических акций могут участвовать в манифестациях оппозиции и столкновениях с полицией. Отдыхающие бюджетники могут почувствовать себя как дома: по данным турецких и европейских газет, госслужащих на автобусах свозят на митинги в поддержку правительства Эрдогана, отказавшимся угрожают увольнением.

Ситуация в Турции продолжает обостряться: после зачистки от демонстрантов площади Таксим и парка Гези в Стамбуле представители сразу двух крупнейших профсоюзов – KESK и DISK – объявили о всеобщей забастовке протеста против полицейского насилия. Власти разговаривают с оппонентами на привычным языке угроз. Министр внутренних дел Муаммер Гюлер назвал призывы профсоюзных лидеров провокационными, а сами забастовки – незаконными. Он и вице-премьер Бюлент Аринч пообещали, что в наведении порядка полиции поможет жандармерия (аналог российских Внутренних войск) и даже армия.

Многотысячные волнения в Стамбуле и других крупных городах отражают недовольство многочисленного турецкого среднего класса политикой относительно мягкой, но последовательной реисламизации страны. Ряды демонстрантов неоднородны: здесь есть и университетские профессора, и анархисты. Один из самых авторитетных экономистов и политологов в мире – американский профессор турецкого происхождения Дарон Аджемоглу в статье в The New York Times отмечает, что большая часть демонстрантов – это молодые горожане, недовольные установлением монополии на власть Партии справедливости и развития (АКР) и ее лидера Реджепа Эрдогана.

Одновременно среди протестующих есть те, кто, напротив, считает исламизацию недостаточно энергичной и решительной.

Исход противостояния правительства с оппонентами трудно предсказать. Сторонники жесткой линии в АКР стремятся углубить разделение в обществе и повернуть протест против протестующих. Правящие популисты при помощи подконтрольных СМИ показывают своим сторонникам картину, в которой протесты – это попытка отнять у ранее бесправного большинства господство, завоеванное в трудной борьбе. Проправительственные телеканалы и газеты изображают манифестантов алкоголиками, грабителями и леваками. «В короткой перспективе они могут преуспеть в поляризации турецкой политики и обеспечении полного контроля AKP над институтами государства», – пишет Аджемоглу. Но нынешние события – переломный момент в развитии турецкого общества, уверен он, знание о готовности большой части общества протестовать распространится по стране и возврата к прежнему политическому равновесию уже не будет.

Ставка на силу может привести к результатам, прямо противоположным тем, на которые рассчитывает правительство. Придя к власти, исламисты провели в 2000-х гг. серию «дел военных». Их обвиняли в создании тайных обществ и подготовке переворота. Немало популярных офицеров и генералов уволили «по возрасту». Военные – традиционные хранители светских ценностей. Вооруженные силы не находятся под полным контролем правительства, пишет в коллективной монографии «Мир цвета хаки» Александр Васильев. Их реакция на волнения может оказаться непредсказуемой.