Константин Симонов: Метро может спасти или погубить Москву

Решение Сергея Собянина пойти на выборы мэра Москвы загадочным образом совпало с целой серией аварий на столичном метрополитене. Хотя для тех, кто имеет хотя бы минимальное представление о нашей подземке, в этом нет ничего удивительного. Это, впрочем, мало кого волнует. Власть эту тему старается не педалировать, а оппозиционные борцы за городскую среду сосредоточены на более эстетичных вещах вроде велосипедных дорожек.

Ездить на метро у нас считается чуть ли не позором. И власть, и креативный класс предпочитают автомобиль. Метро воспринимается как мир морлоков, обреченных спускаться в подземелье. Количество публикаций о пробках на земле в разы превышает число статей о том, что происходит под землей.

Но если городская власть и правда думает пересадить людей на общественный транспорт, то нужно заниматься прежде всего метро. Это единственный вид перемещения по городу с прогнозируемым временным результатом (если аварии не станут нормой). Люди не должны бояться подземки. Пока же мы видим акцент на наземном транспорте, и метро затрагивается вскользь – скажем, в рамках билетной реформы. Приоритетность которой, кстати, весьма сомнительна. Если метро будет некомфортным, москвичи окончательно сделают выбор в пользу стояния в пробках, оставив метро по большей части приезжей рабочей силе.

Можно, конечно, вечно ссылаться на нехватку денег. Хотя, когда вы более года ремонтируете одну станцию, как это было в случае с «Парком культуры», вопросы об эффективности трат будут появляться. Или вспомним покраску в желтый цвет боковых зеркал, мотивированную необходимостью предупредить людей на платформе о прибытии поезда. Если учесть скорость состава, то понятно, что деньги эти скорее были просто освоены, чем потрачены с толком. Но после таких экспериментов довольно сложно прикидываться нищим.

Руководство подземки должно понять простую вещь: метро – это не способ заработать денег любыми путями. Потери для экономики будут куда больше, если люди будут страдать в давках.

Метрополитену стоит отказаться от маленьких хитростей. Например, прекратить отключать эскалаторы вне пиковых нагрузок. Экономия не слишком большая, а неудобства очень серьезные. Аналогичным образом весьма спорным выглядит увеличение интервалов между поездами не в часы пик. Но здесь есть одна возможность. В вечернее время интервалы между поездами становятся совсем уж неприличными, хотя пассажиров еще довольно много. Но люди живут неравномерно – есть станции, где пассажиров выходит на порядок больше. Можно оптимизировать движение поездов, если применять нью-йоркскую систему (ничего тут стыдного нет – скопировали же билетную систему с Лондона). У нас можно применить их систему экспрессов, когда некоторые поезда будут делать остановки только на самых популярных станциях. Тогда и интервал движения может быть более значимым. В общем, можно найти не слишком дорогие решения, но для начала нужно изменить приоритеты.