От редакции: Памятники - это активы с обременениями

За памятники истории и культуры (как и за охраняемые природные территории) продолжается позиционная война.

Стоит зазеваться – и вот уже очередной девелопер откусывает часть охраняемой территории, возводит забор и начинает работы. Иногда суды встают на сторону исторического наследия, но чаще памятники гибнут. Для чиновников памятники представляют собой активы с обременениями. На них можно зарабатывать, но долго и сложно. А если снять обременения – быстро и просто. Часто за теми или иными решениями видны интересы конкретных учреждений или компаний.

Скандал вокруг угрозы сокращения территорий объекта всемирного наследия ЮНЕСКО «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников» можно считать разведкой боем.

Депутат Законодательного собрания города Алексей Ковалев обнаружил, что в одном из документов проходящей сейчас в Пномпене 37-й сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО содержится список, уточняющий состав того самого объекта. В новом списке не оказалось исторических центров Петергофа, Пушкина, Павловска и других пригородов Петербурга, нескольких усадеб, парков, исторических дорог.

Происхождение списка и его авторство остается неясным. Документ ни с кем не обсуждался. В местном комитете охраны памятников заявили, что это творчество Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО и документ предварительный. На следующий день комиссия опровергла свою причастность, как и МИД. Известно, впрочем, что петербургские власти давно тянут с уточнением границ объекта всемирного наследия и что у ряда застройщиков есть заинтересованность в проектах на этих территориях.

Скорее всего в результате скандала сокращения охраняемых территорий удастся избежать. Но защитникам памятников расслабляться нельзя ни на минуту.

На памятниках и заповедниках можно зарабатывать и сейчас, но нужно соблюдать множество ограничений, которые соблюдать не хочется, дорого и не хватает ума. К тому же речь идет о разработке долгосрочных стратегий, а не о строительстве жилых и торговых комплексов, об общественном благе, а не о личном.

Чиновники обижаются, что общество не доверяет их намерениям. Но у общества накоплен большой отрицательный опыт. В том же Петербурге мы знаем модельную историю проекта небоскреба «Охта-центр» для «Газпрома». Ради «бизнес-развития территории» были обойдены многие градостроительные ограничения, и только массовая протестная кампания заставила власти (причем федеральные) поменять решение. Теперь Петербург борется с новой версией – «Лахта-центром», а вокруг участка на Охте, принадлежащего «Газпрому», идут суды. В понедельник Куйбышевский районный суд запретил там любое строительство, вернув имеющимся археологическим памятникам федеральный охранный статус. Впрочем, Смольный по-прежнему уверен, что строить там можно.