Статья опубликована в № 3399 от 01.08.2013 под заголовком: Компания недели: «Уралкалий»

Александра Терентьева: Для калийной отрасли началась новая эра

А. Махонин / Ведомости

Вторник, 30 июля 2013 г., должен войти в учебники по фондовому рынку. Ни один из собеседников «Ведомостей» в компаниях, инвестфондах и банках не смог вспомнить случая, чтобы гендиректор крупнейшей в отрасли компании своими заявлениями так обрушил рынок. «Как будто Саудовская Аравия выбыла из ОПЕК», - сказала The Wall Street Journal управляющая Brompton Group Лаура Лау. «Это был черный вторник для калийной отрасли», - говорит сотрудник инвесткомпании. Российский «Уралкалий», канадская Potash Corp., американская Mosaic, немецкая K+S и другие калийные компании потеряли почти $20 млрд капитализации. Олигополия разрушена, для отрасли началась новая эра.

Для этого оказалось достаточно одного простого предложения, сказанного гендиректором «Уралкалия» Владиславом Баумгертнером: «Уралкалий», не обращая внимания на цены, будет увеличивать объем [продаж]». До этой фразы рынок жил по принципу: нет денег - нет калия. Компании спокойно останавливали продажи, если покупатели просили слишком уж большую скидку. Это был элитный клуб, участников которого можно пересчитать по пальцам. Potash Corp. два года назад оказалась не по зубам самой BHP Billiton. Рентабельность компаний по EBITDA колебалась в пределах 50-70%. И вот теперь «Уралкалий», крупнейший игрок, лучший по всем показателям в секторе (лишь по капитализации Potash Corp. больше), вышел, еще и оглушительно громко хлопнув дверью.

Теперь цены пойдут вниз (Баумгертнер пообещал меньше $300/т уже до конца года), никакого больше джентльменства и расшаркиваний - только жесточайшая конкуренция. Отчасти это оправданно - рынок меняется: Китай наращивает собственное производство, Индия из-за девальвации не может много платить за калий. И «Уралкалий» в отличие от конкурентов может себе позволить продавать дешево: самая низкая в отрасли себестоимость (около $60/т против $100-300/т у американских и европейских игроков), возможность везти калий в Китай по железной дороге. Делая ставку на объем, «Уралкалий» сохранит рентабельность на уровне 50%.

Но зачем было объявлять об этом так, будто участвуешь в конкурсе «Кто быстрее обрушит рынок»? Слишком нарочито и шумно. Где роуд-шоу, презентации, терпеливые объяснения на английском, графики и диаграммы, которые так благотворно влияют на нервную систему инвесторов? Меня не покидает мысль, что это только начало представления. Пролог к главному действу. Что это будет? Акционеры «Уралкалия» во главе с бизнесменом-сенатором Сулейманом Керимовым (у его структур - 17,2% компании) могли бы при поддержке госбанков начать скупку акций резко подешевевших калийных компаний, чтобы открыть путь к мировой монополии. Или, продержав капитализацию «Уралкалия» на минимуме подольше, объявить оферту миноритариям, дешево собрав как можно более крупный пакет компании. Или, перекрыв Белоруссии единственный валютный поток, вынудить республику продать «Беларуськалий» подешевле. Пока одинаково возможно все, и, мне кажется, в выигрыше останутся те инвесторы, кто дождется конца представления.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать