Александра Терентьева: Почему РЖД сложно задуматься об эффективности

Там, куда приходит железная дорога, начинается жизнь, убеждал президент РЖД Владимир Якунин участников Петербургского экономического форума. Поэтому нужно вкладываться в расширение БАМа, Транссибирской магистрали, в строительство высокоскоростных линий. Правда, делать это за свой счет РЖД не собирается, ведь вопрос - государственной важности. Государство готово помочь - часть денег на БАМ и Транссиб будет выделена из фонда национального благосостояния. Механизм их возврата, впрочем, непонятен: несмотря на всю важность, срок окупаемости этих проектов - около 20 лет.

Благодаря тому что государство понимало и поддерживало РЖД все эти годы, монополии можно было особо не задумываться над тем, насколько эффективно она тратит деньги. В последние три года расходы РЖД только увеличивались. В 2010 г. - на 0,1% до 1 трлн руб., в 2011 г. - на 18% до 1,21 трлн руб., в 2012 г. - на 6,8% до 1,29 трлн руб. Выручка тоже росла, но в 2011-2012 гг. гораздо медленнее: в 2011 г. - на 9,2% до 1,48 трлн руб., в 2012 г. - на 4,2% до 1,54 трлн руб. Только в 2010 г. выручка увеличилась больше, чем расходы, - на 18,5% до 1,33 трлн руб. При этом росли и тарифы на грузовые перевозки (основная статья доходов монополии): в 2010 г. - на 12,4%, в 2011 г. - на 8%, а в 2012 г. - на 6%.

Но спокойная жизнь закончилась. Правительство решило заморозить тарифы. Недополученная выручка, по расчетам РЖД, может составить 93,2 млрд руб. И теперь РЖД придется думать. Об издержках, о производительности труда, об эффективности. Монополия даже попыталась это сделать, как смогла. Пригрозила правительству сократить 62 100 сотрудников или перевести на неполную рабочую неделю 370 000 человек, а также сэкономить на ремонте путей, т. е. на безопасности. Такой шантаж выглядит особенно неприглядно, учитывая, что доходы членов правления РЖД в 2012 г. выросли на 40% до 1,8 млрд руб. А в самом правлении заседают 26 человек. На фоне того, что РЖД не собирается отказываться от планов по покупке греческой железной дороги и портов за 250 млн евро - на этой неделе российская монополия даже подала заявку на участие в приватизации. И даже не думает продавать, например, пакеты в «Трансконтейнере» или НМТП.

Просто РЖД по-прежнему не отделяет себя от государства и по привычке считает свои интересы государственными. Не заметив, что с XIX в., когда железная дорога несла цивилизацию и жизнь в самые отдаленные уголки империи, кое-что изменилось. Якунин яростно противится реформе монополии, не понимая, что в ней его ключ к успеху. Решать государственную задачу строительства дорогостоящих путей в дальневосточной глуши должно государство, работая, таким образом, на общий рост всей экономики. А перевозчик должен быстро и удобно доставлять из точки А в точку Б людей и грузы, не оправдываясь необходимостью инвестировать в нерентабельные проекты. И это может быть очень выгодно: например, французская государственная SNCF (управляет железными дорогами Франции, владеет пассажирскими перевозчиками, логистическим бизнесом в разных странах) в первом полугодии умудрилась при стагнации в Европе увеличить чистую прибыль в 3,5 раза до 865 млн евро. Просто пора РЖД решить, чем быть: государством или компанией.