Статья опубликована в № 3434 от 19.09.2013 под заголовком: Компания недели: РЖД

Александра Терентьева: Почему РЖД сложно задуматься об эффективности

Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Там, куда приходит железная дорога, начинается жизнь, убеждал президент РЖД Владимир Якунин участников Петербургского экономического форума. Поэтому нужно вкладываться в расширение БАМа, Транссибирской магистрали, в строительство высокоскоростных линий. Правда, делать это за свой счет РЖД не собирается, ведь вопрос - государственной важности. Государство готово помочь - часть денег на БАМ и Транссиб будет выделена из фонда национального благосостояния. Механизм их возврата, впрочем, непонятен: несмотря на всю важность, срок окупаемости этих проектов - около 20 лет.

Благодаря тому что государство понимало и поддерживало РЖД все эти годы, монополии можно было особо не задумываться над тем, насколько эффективно она тратит деньги. В последние три года расходы РЖД только увеличивались. В 2010 г. - на 0,1% до 1 трлн руб., в 2011 г. - на 18% до 1,21 трлн руб., в 2012 г. - на 6,8% до 1,29 трлн руб. Выручка тоже росла, но в 2011-2012 гг. гораздо медленнее: в 2011 г. - на 9,2% до 1,48 трлн руб., в 2012 г. - на 4,2% до 1,54 трлн руб. Только в 2010 г. выручка увеличилась больше, чем расходы, - на 18,5% до 1,33 трлн руб. При этом росли и тарифы на грузовые перевозки (основная статья доходов монополии): в 2010 г. - на 12,4%, в 2011 г. - на 8%, а в 2012 г. - на 6%.

Но спокойная жизнь закончилась. Правительство решило заморозить тарифы. Недополученная выручка, по расчетам РЖД, может составить 93,2 млрд руб. И теперь РЖД придется думать. Об издержках, о производительности труда, об эффективности. Монополия даже попыталась это сделать, как смогла. Пригрозила правительству сократить 62 100 сотрудников или перевести на неполную рабочую неделю 370 000 человек, а также сэкономить на ремонте путей, т. е. на безопасности. Такой шантаж выглядит особенно неприглядно, учитывая, что доходы членов правления РЖД в 2012 г. выросли на 40% до 1,8 млрд руб. А в самом правлении заседают 26 человек. На фоне того, что РЖД не собирается отказываться от планов по покупке греческой железной дороги и портов за 250 млн евро - на этой неделе российская монополия даже подала заявку на участие в приватизации. И даже не думает продавать, например, пакеты в «Трансконтейнере» или НМТП.

Просто РЖД по-прежнему не отделяет себя от государства и по привычке считает свои интересы государственными. Не заметив, что с XIX в., когда железная дорога несла цивилизацию и жизнь в самые отдаленные уголки империи, кое-что изменилось. Якунин яростно противится реформе монополии, не понимая, что в ней его ключ к успеху. Решать государственную задачу строительства дорогостоящих путей в дальневосточной глуши должно государство, работая, таким образом, на общий рост всей экономики. А перевозчик должен быстро и удобно доставлять из точки А в точку Б людей и грузы, не оправдываясь необходимостью инвестировать в нерентабельные проекты. И это может быть очень выгодно: например, французская государственная SNCF (управляет железными дорогами Франции, владеет пассажирскими перевозчиками, логистическим бизнесом в разных странах) в первом полугодии умудрилась при стагнации в Европе увеличить чистую прибыль в 3,5 раза до 865 млн евро. Просто пора РЖД решить, чем быть: государством или компанией.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more