Александра Терентьева: Успешное размещение «Алросы»

Когда «Алроса» объявила о начале размещения 16% акций (7% - из пакета Росимущества, 7% - Минимущества Якутии и 2% квазиказначейских бумаг) на Московской бирже, я подумала, что компания упустила шанс. Горнодобывающие компании переживают очередной кризис, экономики крупнейших потребителей алмазов и изделий с бриллиантами (США, Европа, Китай, Индия) нестабильны. Все это могло обернуться тем, что «Алроса», несмотря на сильные финансы II квартала (выручка от продаж увеличилась почти на 8% до 42,8 млрд руб., EBITDA - на 23,1% до 19,4 млрд руб.), должна была предложить дисконт к рыночной цене.

Инвесторы тоже так думали. Но объявленный компанией диапазон размещения - $8,1-8,6 млрд - оказался даже выше рынка. Покупатели до последнего рассчитывали на дисконт - за два дня до прайсинга книга была подписана только на 20%. Но «Алроса» выдержала характер и доказала: ее предложение уникально и ограничено. Это крупнейший в мире производитель алмазов, обладатель крупнейшей ресурсной базы, а бизнес на сантиментах (основная часть потребления алмазов - ювелирная промышленность) очень прибыльный. Рентабельность «Алросы» по EBITDA во II квартале- 45%. Это сопоставимо с показателями лучших горнодобывающих компаний - «Уралкалия» и Potash Corp. В последний момент инвесторы согласились: книга была переподписана на $400 млн, размещение прошло по нижней границе, среди покупателей - крупные фонды (Lazard Group, Oppenheimer Funds, РФПИ). Это было хорошее IPO, говорит сотрудник инвесткомпании. Вчера алмазный гигант на Московской бирже вырос на 9%, капитализация перешагнула верхнюю границу диапазона.

На этом история «Алросы» только начинается. Менеджмент во главе с президентом Федором Андреевым, который возглавил «Алросу» в самое тяжелое для нее время - в 2009 г., сделал из нее настоящую публичную компанию: отчеты, жесткий контроль над издержками, продажа непрофильных бизнесов, стабильные дивиденды. Но госкомпания в России всегда больше, чем просто госкомпания. Это инструмент геополитики, кубышка или главный работодатель. «Алросе» удавалось ограничивать нагрузку поддержкой Якутии, но, боюсь, это происходило просто по недосмотру. Например, теперь, когда крупнейшие сырьевые компании борются за влияние в Африке, «Алроса» вполне могла бы пригодиться - можно усилить ее присутствие в этом богатом ресурсами (и алмазами в том числе) регионе. А чем для миноритарных акционеров может закончиться очередное слияние века и создание крупнейшего игрока отрасли, мы все знаем на примере «ТНК-BP холдинга» и «Роснефти»: в силу особых функций госкомпания имеет и особый статус, который позволяет ей не считаться с отдельным мнением отдельных миноритариев. Наверное, для новых акционеров «Алросы» и самой компании будет лучше, если государство выйдет из ее капитала. Тогда этот алмаз сможет засиять по-настоящему.