Наталья Ищенко: Новый лидер интернет-ритейла

Ритейлер «Юлмарт» в 2013 г. стал первым онлайн-ритейлером в России, выручка которого за год превысила $1 млрд. Основная доля в выручке петербуржской сети - это продажи в интернете, но «Юлмарт» хочет построить и мощную офлайн-платформу, которая может осложнить жизнь лидерам уже сложившегося рынка торговли бытовой техникой и электроникой.

Выстраиваемая сейчас модель бизнеса «Юлмарта» связана с опытом совладельца ритейлера, сооснователя ритейлера «Лента» Дмитрия Костыгина. «Лента» начиналась как складские магазины, - говорит он. - В США есть такие магазины, как Costco и Sam's Club. И есть компания Sysco, специализирующаяся на доставке продуктов в рестораны и т. п. У нее склады по всей Америке, что позволяет исполнять заказы на следующий день». Если изучить их опыт, то можно прийти к решению для России, считает предприниматель.

В компании часто сравнивают себя и с крупнейшим ритейлером в мире - Amazon.com, однако повторять бизнес-модель американской компании российский ритейлер не собирается. В этом году «Юлмарт» планирует открыть сначала 1-2 магазина площадью 20 000 кв. м, а затем запустить не опробованный пока никем на российском рынке формат стотысячников - загородных магазинов-складов площадью 100 000 кв. м. На обычном складе с такой площадью около 2000 кв. м занято самым ходовым товаром, а еще 20 000 кв. м - менее ходовым; оставшиеся квадратные метры могут быть выведены за город, решили в «Юлмарте». Такая модель должна позволять доставлять товары довольно быстро и держать относительно невысокую наценку - около 14-15%, по расчетам менеджмента.

В планах руководителей ритейлера на 2014 г. - нарастить выручку еще на 60% в условиях, когда рынок бытовой техники и электроники стагнирует. Его крупнейшие игроки впервые с 2010 г. столкнулись с оттоком покупателей, а онлайн-коммерция росла вдвое медленнее, чем «Юлмарт». По предварительным оценкам Ассоциации компаний интернет-торговли, рост был около 30%, как и в 2012 г. В 2014 г. у некоторых компаний отраслевое лобби ждет снижения темпов роста, так как и в интернет-торговле конкуренция обостряется. Это заметно по отчету «М.видео», у которой уже в прошлом году интернет-продажи затормозили рост на фоне активного развития как «Эльдорадо», так и сетей «Ситилинка», DNS и самого «Юлмарта».

Однако на высококонкурентном рынке развитие гигантских форматов, с одной стороны, рискованная ставка, требующая масштабных инвестиций, с другой - прямой вызов крупным офлайн-игрокам, которые сейчас сосредоточены на противоположных задачах. Расширяя каналы продаж и развивая онлайн-направление, они сокращают площади магазинов. Если германский ритейлер Media Markt раньше искал помещения для своих магазинов до 8000 кв. м, то сейчас смотрит на объекты около 2200 кв. м, по данным Татьяны Ключинской из Jones Lang LaSalle. «М.видео», прежде занимавшая 3500 кв. м, сейчас арендует, как правило, 1500 кв. м.