Мнения
Бесплатный
Наталья Ищенко
Статья опубликована в № 3523 от 06.02.2014 под заголовком: Компания недели: «Лента»

Наталья Ищенко: Сколько соберет "Лента" на IPO

Е.Кузьмина / Ведомости

Если вы не живете в Санкт-Петербурге и не связаны по роду деятельности с розницей, то еще в 2010 г. название сети гипермаркетов «Лента» вряд ли о чем-нибудь вам сказало бы. В 2010 г. вы могли узнать об этой компании из деловой прессы, а может, даже из телевизионных новостей - сотрудники российского подразделения германского ритейлера Metro с удивлением следили, как их бывший руководитель Ян Дюннинг приходил на новое место работы в «Ленте» в сопровождении вооруженных людей: милиция, прокуратура, суды и драка вряд ли укладывались в привычные европейцам методы менеджмента и напоминали скорее Россию 1990-х гг. К концу 2011 г. акционерные споры в «Ленте» закончились. Тогда весь бизнес «Ленты» оценивали в $2,6 млрд за вычетом $300 млн долгов.

Теперь «Лента» может провести крупнейшее в истории российской розницы первичное размещение. Продающие акционеры торговой сети - TPG, «ВТБ капитал» и ЕБРР могут получить около $1 млрд, а банки-организаторы считают, что «Лента» сопоставима по мультипликаторам с лидером российской розницы, краснодарским «Магнитом», хотя еще несколько лет назад споры за акционерные права в «Ленте» были очень эмоциональны, а кресло гендиректора ритейлера пустовало почти год.

Из петербургского ритейлера «Лента» за это время стала федеральным игроком - у нее 77 гипермаркетов по всей стране и 10 супермаркетов в Московском регионе, она является игроком № 2 в сегменте гипермаркетов и шестой по размеру выручки в России. Всего за 1,5-2 года стоимость бизнеса компании выросла, по оценке банков - организаторов IPO, более чем вдвое. В прошлом году «Лента» росла быстрее всех крупных конкурентов: торговые площади она нарастила сразу на 35% (причем около 90% недвижимости у нее в собственности), а выручку - на 31,3%.

Сейчас инвестбанкиры оценивают максимальную стоимость бизнеса петербургской сети в сумму до $7,48 млрд. Для сравнения: рыночная капитализация еще недавно игрока № 1 в ритейле, X5 Retail Group, составляет около $4,6 млрд, а сопоставимая по бизнесу «О'кей» оценивается примерно в $2,8 млрд. Банки-организаторы предпочитают сравнивать бизнес «Ленты» по мультипликаторам скорее с «Магнитом»: выручка петербургского игрока росла в прошлом году быстрее, чем у краснодарцев, и, как ожидается, будет опережать по темпам роста и в 2014 г. Однако за плечами «Магнита» история достижений заявленных показателей, кратный рост стоимости бизнеса и гендиректор - основатель компании. «Ленте» еще придется доказать акционерам - нынешним или будущим, что прошлогодний рост не был случайным успехом.

Организаторам размещения и акционерам придется объяснять такое ценообразование и доказывать, почему «Лента» стоит дороже « О'кей» и может составлять реальную конкуренцию для «Ашана», а также отвечать, почему лучше купить расписки «Ленты», а не подешевевшего почти на 20% с начала года «Магнита».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать