Дунья Миятович: Больше, а не меньше информации - вот что нужно в смутное время

Только с большим количеством голосов, не меньшим, будет общество ближе к истине

Было ли это впервые сказано древнегреческим драматургом Эсхилом или кем-то другим, но я думаю, мы можем согласиться, что и сегодня первой жертвой любого конфликта становится правда.

Правда о событиях на Украине, которые произошли за последние несколько месяцев и продолжают происходить по нарастающей, это то, к чему мы все стремимся. Поиск истины в социальных катаклизмах является непростым делом. Человечество не применяет к политическим наукам стандартов объективности и достоверности, какие используют ученые при доказательстве фактов в точных науках. При этом тяжелейшая ответственность за правдивое информирование общества о событиях дня в основном падает на плечи СМИ, вещательных и печатных, а также на растущий отряд современных авторов-любителей, которые выполняют схожие с журналистами обязанности, например на блогеров, участников социальных сетей, комментаторов на сайтах новостей.

Наверное, к счастью, я, как представитель ОБСЕ по вопросам свободы средств массовой информации, не обязана устанавливать истину в информационной войне между сторонами конфликта на Украине. На меня, однако, возложена ответственность по защите и поощрению свободных средств массовой информации и свободного выражения мнения, и эта обязанность существует как в мирное, так и в военное время.

Мой мандат требует от меня принимать меры, которые могут показаться спорными и непопулярными у сторон нынешнего конфликта. Однако я полагаю, что я борюсь за создание условий, которые необходимы в свободном обществе, в демократии.

Во-первых, я защищаю право всех СМИ освещать события без административных помех. Это право берет начало в основополагающем для стран ОБСЕ документе - Хельсинкских соглашениях, Заключительном акте 1975 г., который предусматривает свободное передвижение журналистов из страны в страну и в пределах иностранного государства. Другими словами, журналисты не должны быть отстранены от освещения конфликтов за рубежом по причине их гражданства.

Во-вторых, важно подчеркнуть, что, поскольку журналисты допускаются для освещения конфликтных событий, в ходе работы они должны иметь над собой зонтик безопасности. Мы знаем, что в течение последних трех месяцев более 200 представителей средств массовой информации подверглись нападению - многие направленному - во время освещения событий на площади Независимости в Киеве. Один из них, Вячеслав Веремий из газеты «Вести», был подло убит.

И дня не проходит, чтобы я не слышала о нападении или акте преследования и запугивания в стране, особенно в Крыму. Ранее в этом месяце группа примерно из 30 мужчин в военной форме захватила офисы Информационного пресс-центра, своеобразного хаба для независимых СМИ в регионе и Крымского центра журналистских расследований в Симферополе. На прошлой неделе два украинских репортера, Олесь Кромпляс и Елена Максименко, были похищены людьми в военной форме. К счастью, впоследствии они были освобождены. Те, кто совершает эти незаконные враждебные действия, должны быть привлечены к ответственности, справедливость должна восторжествовать, ведь Украина выстрадала и наконец заслуживает право иметь СМИ, яркие и компетентные, чтобы освещать события не только сейчас, но и в будущем.

В-третьих, роль технологии нуждается в уважении. Журналисты, освещающие события, должны иметь возможность публиковать и передавать свои материалы без цензуры. Но последние действия сторон препятствуют свободному потоку важной информации по телевидению, в печати и в интернете. Сигналы почти всех национальных наземных телевизионных станций, а также сигнал основной местной независимой телестанции «Черноморская» были незаконно отрезаны в Крыму и заменены на российские государственные каналы. Впоследствии, 11 марта, Национальный совет по телевидению и радиовещанию Украины потребовал, чтобы кабельные операторы прекратили трансляцию определенных российских телеканалов.

В обоих случаях я призвала тех, кто за это отвечает, не повторять ошибок прошлого и позволить разнообразие голосов вещания. Национальные (или местные) соображения безопасности не должны использоваться в качестве предлога, чтобы положить конец плюрализму СМИ.

Я знаю, о чем я говорю, потому что я родом из Сараева. Я воочию наблюдала, как политики манипулировали средствами массовой информации. Видела я и как средства массовой информации используют свою власть в смертельном конфликте. Больше, а не меньше информации - вот что необходимо во время смутного времени. Больше голосов и больше мнений имеют решающее значение для урегулирования конфликта. Я осуждаю государственную пропаганду и язык ненависти как часть нынешней информационной войны и полагаю, что властям необходимо напомнить о праве каждого на получение информации из всех источников, какие он или она желает, к которым он привык для того, чтобы сделать осознанные решения.

Я буду продолжать защищать право быть услышанным, потому что это моя обязанность как представителя ОБСЕ. И только с большим количеством голосов, не меньшим, будет общество ближе к истине.

Автор - представитель ОБСЕ по свободе прессы