Сэм Клебанов: Что такое коммерческое кино - пособие для чиновника

"Защитив" прокат от "низкосортного" кино, правительство оставит россиянам только голливудские блокбастеры и отечественные фильмы

Недавняя инициатива правительства поручить Минэкономразвития совместно с Минкультом разработать систему пошлин на ввоз в Россию фильмов с «низким коммерческим потенциалом» способна ошарашить даже тех, кто уже твердо решил не удивляться никаким решениям российской власти. Целью этой инициативы провозглашена поддержка отечественного кино, но в ее основе - искаженная картина мира, построенная исключительно на мифах и страшилках. Как следует из сообщений прессы, сам министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский заявил на заседании правительственного совета по развитию отечественной кинематографии, что экраны российских кинотеатров засоряет низкосортная продукция «категории Б», которую якобы ввозят в страну крупные голливудские студии в рамках пакетных соглашений с отечественными дистрибуторами. То есть версия обвинения такова: голливудские студии используют свои самые мощные блокбастеры как инструмент давления на кинотеатры для того, чтобы дать им в нагрузку как можно больше барахла.

Я понимаю, что министр - человек занятой и в кино выбирается нечасто, а если и выбирается, то уж не на низкосортную продукцию, поэтому в его выступлении никаких примеров подобных фильмов приведено не было. Но, возможно, еще и потому, что их просто не существует. Ведь российский рынок кинопроката является одним из самых прибыльных и самых конкурентных в мире. По общим кассовым сборам Россия занимает седьмое место. И каждая большая студия (так называемые «мейджоры») старается максимально использовать потенциал этого рынка. При этом большинство из них прокатывают свои фильмы в России без помощи местных дистрибуторов, а через свои российские подразделения.

Вкратце их прокатную политику можно свести к следующему: из всего многообразия фильмов, которые производят студии, для российского (так же как и любого другого) рынка выбираются те, которые обладают на данном рынке максимальным потенциалом. Многие вполне достойные фильмы остаются за бортом или выходят в совсем уж ограниченный прокат. Как правило, это серьезные драмы, предназначенные для взрослого, вдумчивого зрителя. Их выпускают скорее из соображений престижа. Например, номинированная на четыре «Оскара» драма «Прислуга» собрала в США $212 млн, но в России вышла всего лишь на двух копиях.

Парадокс заключается в том, что, отказываясь от выпуска в российских кинотеатрах многих своих картин по причине их «низкого коммерческого потенциала», студии и их местные партнеры охотно выпускают вместо этого кассовые российские картины. Например, «Сталинград», «Высоцкий. Спасибо, что живой» прокатывала компания Sony, «Духless» и «Вий» - Universal, а «Легенду № 17» - «Централ партнершип», эксклюзивно представляющий в России студию Paramount. И это, кстати, не уникальная российская практика: точно так же ведут себя американские студии и во всех других странах, где они представлены: например, последние два фильма Такеши Китано «Беспредел» и «Полный беспредел» выпускало в японский прокат местное подразделение студии Universal.

Реальное противостояние в российском прокате происходит не между российским и американским кино, а между фильмами, за которыми стоят крупнейшие студии-прокатчики, и всеми остальными. Давят ли крупнейшие игроки рынка на кинотеатры, чтобы обеспечить максимально широкую постановку всех своих фильмов - и российских и зарубежных? Конечно. Но вот только каким образом сотрудники Минкульта будут определять фильмы, на которые необходимо наложить штрафную пошлину? Ведь никакого формального деления кинопродукции на категории «А», «Б» и проч. не существует. Будут ли чиновники рассчитывать потенциал картин, исходя из количества и качества спецэффектов, составят свои рейтинги звезд, внимательно читать сценарии, изучать маркетинговые кампании? То есть возьмут на себя функции отделов планирования прокатных компаний?

Так как чиновники все-таки не являются прокатчиками, я готов дать им несколько советов, как легко вычислить «фильмы с низким потенциалом». Это несложно. Во-первых, в эту категорию попадают все фильмы, где в определении жанра стоит «драма». Фильмы, которые получили призы или хотя бы просто приняли участие в крупнейших мировых кинофестивалях: Каннах, Берлине, Венеции. Фильмы, снятые режиссерами из черного списка: братья Коэны, Вуди Ален, Джим Джармуш, братья Дарденн, Абделатиф Кешиш, Ларс фон Триер и т. д. И большинство фильмов, номинированных на «Оскара», конечно.

В реальном, а не придуманном на заседании правительственных советов мире фильмы с низким коммерческим потенциалом, выходящие в российский прокат, - это практически исключительно авторское, независимое, немейнстримное кино, фильмы, рассчитанные на зрелую, интеллигентную аудиторию, фильмы режиссеров, говорящих со зрителем о серьезных вещах, о проблемах нашего времени. Ни один из этих фильмов никогда не соберет и десятой части кассы среднестатистического фэнтези в формате 3D и с популярным комиксом в основе сценария. Вот хороший пример: награжденный «Оскаром» за лучший сценарий фильм Спайка Джонза «Она». Вышел в России на 330 копиях и собрал всего лишь $660 000. То есть кино прекрасное, захваленное критиками, но со скромным коммерческим потенциалом.

Надо ли наказывать дистрибуторов за то, что они рискуют, привозя в Россию такие фильмы? Кстати, интересно, что прокатчиком этой картины является не "мейджор", а независимая компания "Наше кино", специализирующаяся в основном на российских фильмах. Возможно, под низкопробной продукцией министр имел в виду хорроры и жесткие боевики типа «Неудержимых» или «Падения Олимпа»? Но они-то как раз востребованы публикой на порядок больше, чем «Внутри Льюна Дэвиса» или «Выживут только любовники». А формально признаков, согласно которым одну категорию фильмов можно отделить от другой, не существует. В итоге, даже если штрафные пошлины введут, Голливуд с учетом многомиллионных сборов «мейджорского» кино их просто не заметит. Зато по бизнесу независимых дистрибуторов, привозящих кино в Россию на свой страх и риск и обеспечивающих хоть какое-то разнообразие репертуара кинозалов, будет нанесен серьезный удар - возможно фатальный. В результате в прокатном репертуаре останутся лишь две категории фильмов - чисто развлекательные голливудские блокбастеры и отечественное кино. Больше ничего. Картина пугающая. Но, к сожалению, реальная.

Автор - президент компании «Кино без границ»