Анастасия Голицына: Евросоюз открыл ящик Пандоры

В начале этой недели Европейский суд принял прецедентное решение - он разрешил частным лицам добиваться от поисковых систем удаления из результатов поиска ссылок на статьи и документы, в которых упоминаются их имена. Суд счел, что свободный доступ к такого рода информации может сильно повлиять на жизнь отдельных людей.

Высшая судебная инстанция Евросоюза разбирала иск к Google от гражданина Испании Марио Костехи Гонсалеса. Испанца не устраивало, что при поиске в Google по его имени любой пользователь получал ссылку на старое газетное объявление, в котором говорилось об аресте его дома. Эту информацию Гонсалес счел конфиденциальной.

Надо признать, что европейское правосудие пришло к такому решению не случайно. Евросоюз впервые озаботился защитой персональных данных своих граждан еще в 2010 г. после вала критики, связанной с недостаточной защитой личных данных пользователей со стороны интернет-гигантов Facebook и Google. Как раз тогда стало известно, что, например, Facebook передавал часть пользовательских данных рекламным агентствам. А годом позже Еврокомиссия разработала отдельный документ, посвященный политике регулирования защиты данных. В нем говорилось, что интернет-сервисы должны по запросу пользователя удалять данные о нем и исключать их из результатов поиска. Документ, правда, пока так и не принят. Но во вторник представитель Еврокомиссии заявил, что поддерживает решение суда по Google.

Европейские чиновники называют возможность удаления ссылок на личные данные «правом на забвение», если опубликованная в сети информация о человеке устарела или не соответствует действительности, он должен иметь возможность воспользоваться таким правом. При этом удалять саму статью или документ, на который ведет ссылка, суд не предписывает.

Выпустив такое решение, суд, по сути, открыл ящик Пандоры. Поисковая система является основным способом отыскать что-то в море информации, публикуемой в интернете. И желающих «отредактировать» результаты поиска тоже море. Это не только обычные люди, опасающиеся, что кто-то узнает об их прошлых проблемах или неблаговидных поступках. Это и многочисленные правообладатели, уставшие бороться с постоянно плодящимися пиратскими сайтами и пытающиеся решить свои проблемы через поисковики. Это и компании, которым не нравится, что пишут о них на форумах их клиенты. Стоит только начать - и знаменитый слоган «Яндекса» быстро превратится в «Найдется не все», а поисковая выдача станет причудливым набором строго дозированной информации. Претензии пользователей поисковых систем отчасти понятны, но хотелось бы, чтобы в таких ситуациях учитывалось не только право на забвение, но и право на знание.

Кроме того, не стоит сомневаться, что европейским опытом поспешат воспользоваться и другие страны - а возможно, захотят и расширить его. Например, российская Лига безопасного интернета, участвовавшая в разработке закона о блокировке сайтов рунета, уже заявила о поддержке решения Европейского суда.