Андрей Панов: Математика школьных знаний

Цена на электрический чайник была повышена на 16% и составила 3480 руб. Сколько рублей стоил чайник до повышения цены? Решите уравнение (x + 10)3 = -125. В конкурсе красоты принимает участие 25 девушек: шесть школьниц, девять студенток, остальные аспирантки. Порядок, в котором выступают красавицы, определяется жребием. Найдите вероятность того, что девушка, выступающая первой, окажется аспиранткой.

Все это стандартные задачи из простой части ЕГЭ по математике. В прошлом году из 10 таких задач нужно было решить пять, чтобы получить аттестат о среднем образовании. Экзамен устроен так, что весь массив задач известен заранее. Конечно, в реальных задачах текст может немного измениться - например, вместо чайника будет велосипед. Цифры тоже могут меняться. Но суть задач не меняется.

Планировалось, что в этом году планка получения аттестата не изменится. Как известно, ее пришлось снизить. Теперь ученик считается успешно отучившимся в школе, если он смог решить четыре задачи (именно это означает снижение минимально допустимого балла по ЕГЭ с 24 до 20). В институт, где требуется математика, он, правда, все равно может подавать документы лишь в том случае, если ему удалось решить пять задач.

Министерство образования объявило, что снижение минимального балла связано с желанием сохранить долю школьников, которые в итоге не получат аттестат, на уровне 1,5%. Точной статистики еще нет, поэтому уверенно сказать, сколько было бы у нас неаттестованных, если бы планку не понизили, пока нельзя. С учетом еще более радикального снижения минимального балла по русскому языку (с 17 правильных ответов до 11) оценки «фиктивно» аттестованных доходят до 20%.

Означает ли это снижение уровня знаний учеников от года к году? Нет. В этом году экзамен проводился гораздо аккуратнее - с привлечением наблюдателей, камер, глушилок и милиции. Актуальные тесты в массовом порядке не попали в интернет. Наверняка это добавило стресса школьникам, но впервые и эксперты, и чиновники признают сдачу ЕГЭ по математике честной.

Отсюда простой вывод: знания значительной части школьников не дотягивают даже до твердой двойки. Тем, кто считает ЕГЭ мировым злом, никак не измеряющим знания школьников, я предлагаю еще раз взглянуть на задачи в начале этой колонки. Это правильные, стандартные, четко сформулированные задачи. Ровно такие, какие нужно проходить в школе. Второй вывод: худшие российские школы - это невероятный позор. Те, кто не может решить пять задач, которые должен уметь решать любой восьмиклассник, не могли оказаться в 11-м классе. Третий вывод: уровень многих учителей математики невероятно низок. Ребенка со средними умственными способностями можно научить решать такие задачи. По большому счету неумение решать такие задачи говорит о неприспособленности к обычной жизни.

Ничего нового? Наверное. Но глубину дна результаты ЕГЭ 2014 г. оценивают неплохо. Если Минобразования решится провести экзамен по тому же набору задач для всех школьных учителей естественно-научных предметов (с той же степенью строгости, как и для школьников), то общество смогло бы получить окончательную картину состояния российской школы.