От редакции: Кнут и пряник для ВПК

Повышенное внимание к работникам оборонно-промышленного комплекса без детального анализа ситуации в отрасли приводит к поспешным выводам и противоречивым оценкам, мешающим ритмичной и системной работе. В субботу куратор военно-промышленного комплекса вице-премьер Дмитрий Рогозин поблагодарил сотрудников Центра им. Хруничева, где разрабатываются и производятся космические аппараты, в том числе успешно запущенная 9 июля ракета-носитель «Ангара». «Будем ходатайствовать о награждении всех специалистов, конструкторов, инженеров, военных», - заявил Рогозин.

Успех резко изменил оценку деятельности хруничевского центра. Менее двух месяцев назад, 16 мая, - после неудачного запуска ракеты «Протон-М» - официальные лица использовали совсем иные термины. Председатель комиссии по расследованию аварии Александр Данилюк и сотрудники правоохранительных органов называли одной из приоритетных версий саботаж со стороны сотрудников Центра им. Хруничева.

После запуска «Ангары» разговоры о саботаже стихли. Вопрос - надолго ли? Невыход «Протона» на заданную орбиту - один из 20 неудачных запусков отечественных космических аппаратов за последние 10 лет. Можно по-разному относиться к происходящему. Изучение неудач должно было привести к пониманию управленческих, технических и кадровых просчетов. Один из организаторов советского ВПК - нарком боеприпасов в годы Великой Отечественной войны Борис Ванников писал: «Опыт - это бесценное сокровище <...> Он позволяет не тратить усилий, подчас весьма дорогостоящих, на «открытие» уже открытых «Америк».

Вместо этого полтора месяца назад обществу предложили примитивное обоснование неудачи - саботаж. Признание заслуг Центра им. Хруничева необязательно означает отказ от поисков вредителей. Тот же Рогозин неоднократно щеголял отсылками к 1930-м. В сталинские годы коллективы оборонных предприятий - как заключенные «шарашек», так и «вольные» - работали в постоянном страхе. Высокая оценка продукции Сталиным или военными означала ордена, премии и отдельные квартиры. Проблемы с продукцией могли привести к тому, что вчерашние орденоносцы и лауреаты оказывались в застенках НКВД, где их принуждали сознаться во вредительстве. «Нажим и угрозы только мешали делу. Весь коллектив работал из последних сил, не считаясь со временем, но эффективность этих усилий резко снижала созданная обстановка», - вспоминал Ванников.