Александр Поливанов: Сотни миллионов людей сидят в соцсетях во время матчей

«Parabе`ns, Alemanha! (Поздравляю, Германия!)» Дилма Руссефф, президент Бразилии

Президент Бразилии Дилма Руссефф - одна их тех, кто во время финала чемпионата мира по футболу оставлял комментарии в социальной сети. Судя по статистике Twitter и Facebook, так же поступали даже не десятки, а сотни миллионов пользователей.

Аналитики Марка Цукерберга подсчитали, что в то время, пока Аргентина пыталась удержать счет 0:0 и дотянуть до серии пенальти, «лайкали» или публиковали комментарии, посвященные финалу, 88 млн пользователей. В Twitter выяснили, что пользователи оставляли по 618 000 твитов каждую минуту финального матча - это рекордный показатель за все время существования сервиса.

Значат ли эти цифры, что до появления социальных сетей медийный вес таких событий был меньше? Вряд ли. Чтобы убедиться в этом, даже не надо вызывать в памяти прошлые чемпионаты мира - достаточно утром после финального матча пройтись до метро. Мне, например, в невольные попутчики попал молодой отец с дочкой лет семи-восьми. Некоторое время он шел тихо, но, не выдержав внутреннего напряжения, начал пересказывать девочке события финала. «Месси был признан лучшим игроком турнира, но Аргентина проиграла», - объяснял он. «А с кем играла Аргентина? С Месси?» - задавала вопросы девочка, которая не могла понять, почему ее отец вдруг решил поговорить о футболе. «Нет, Месси - это игрок Аргентины, а Аргентина играла с Германией», - раздраженно объяснял мужчина, считая тем не менее эту информацию чрезвычайно важной для дочери.

Twitter и Facebook - удобные каналы передачи информации, но они не могут быть первопричиной ажиотажа вокруг чемпионата. Изобретатели соцсетей быстро поняли: чтобы извлекать прибыль из чемпионатов мира, не надо быть их спонсорами или официальными медийными партнерами. В Twitter и Facebook не транслируются опасные моменты, не кричит комментатор, не скандируют фанаты, но сотни миллионов людей все равно сидят в соцсетях во время матчей. Каждый их пост или твит - это просмотр очередной страницы или дополнительное время на сайте - и то и другое можно продать рекламодателям.

Может быть, пользователям и организаторам чемпионата мира стоит попросить соцсети делиться с ними частью рекламного пирога? Некоторые сервисы пошли по этому пути, но для по-настоящему массовых соцсетей это путь в никуда.

Кому-то Twitter и Facebook дают возможность представить себя властителем дум и футбольным экспертом. Кто-то, как Руссефф, за счет постов в социальных сетях пытается набрать голоса избирателей. Кто-то, как тот мужчина с девочкой, просто хотел бы высказаться - и пост в Twitter и Facebook наверняка позволили бы ему реализоваться лучше, чем в разговоре с дочкой. Но просить за выражение эмоций деньги - это как прийти к другу на день рождения с подарком, а потом высчитывать, наел ли ты на ту сумму, которую заплатил за подарок.