Андрей Панов: Качество за деньги не купишь

В российском футболе крутятся сумасшедшие деньги. Игроки зарабатывают так много, что ни о каком отъезде за границу за длинным долларом речь не идет ни среди сильных, ни среди слабых футболистов. Самая яркая иллюстрация - чуть ли не впервые с советских времен в российской сборной не было ни одного легионера. Есть ли результат? Мы снова попали на чемпионат мира после долгого перерыва и снова позорно и уныло вылетели из группы.

«При этом мы отмечаем, что при таком стремительном росте финансирования у нас не происходит адекватного роста качества Х. Это проблема номер один, с которой мы сталкиваемся и на которую нам необходимо реагировать», - сказал министр, отвечающий за Х.

Что можно поставить вместо Х? Футбол можно, производство ракет можно, российское кино можно - да половину других сфер деятельности можно. На самом деле речь шла об образовании. По словам министра Дмитрия Ливанова, поддержка из федерального бюджета высшего образования в этом году составляет свыше 470 млрд руб., что в 20 раз больше, чем было в 2000 г. А, например, зарплаты преподавателей вузов в среднем на 25% превышают среднюю зарплату по регионам.

Исследований, статей и мыслей о том, как можно потратить много денег, ничего не получив взамен, полно. Советский Союз с его завиральными проектами и недостроем совсем не уникален.

Но если смотреть конкретно на проблему с российским образованием, то я бы выделил три причины, которые не позволяют росту финансирования перейти в рост качества.

Во-первых, слишком мало внимания и финансирования уделяется качественному образованию. В России есть достаточно сильные университеты (к сожалению, однозначного соответствия сильных и престижных не наблюдается, что усложняет задачу правильной приоритизации). Большую часть усилий по подъему качества нужно сконцентрировать на этих вузах, впоследствии используя такие университеты как локомотивы. И надо помнить, что точки роста - это не мегапроекты типа Дальневосточного университета.

Во-вторых, слишком много внимания и ресурсов уделяется попыткам реформировать низшие уровни образования. Все эти бесконечные «давайте закроем филиалы», «срочно избавьтесь от диссертационных советов» и т. д. бессмысленны. Сокращение числа госуниверситетов вдвое - обязательное условие. Делать это надо быстро, поскольку, как ни растягивай агонию, такая реформа никогда не будет популярной. Денег на этот хвост (пока его не отрубили) требуется много, а толку ноль. Если преподаватель математики в институте не может сдать ЕГЭ на 50 баллов, то, увеличив его зарплату в 3 раза, вы ничего не измените в его нулевой способности преподавать. Точно так же, как российские футболисты за $2 млн обводят так же плохо, как за $1 млн.

Ну и напоследок еще одна причина. Качество образования не может расти стремительно - чудес не бывает. Поэтому Министерству образования нужна ясная и публичная стратегия развития по четырем направлениям: инфраструктура, преподаватели, студенты и программы обучения. Нужно знать, куда мы хотим прийти через пять лет и что для этого будет сделано.