От редакции: России придется выбирать себе старшего брата

Вчера в бразильском городе Форталеза лидеры стран БРИКС подписали декларацию о создании альтернатив Всемирному банку и Международному валютному фонду. Наблюдатели уже назвали подписание документа важным шагом на пути изменения мировой финансовой архитектуры. Символично, что документ подписан за неделю до 70-летия Бреттон-Вудской конференции, заложившей основания послевоенной финансово-экономической системы.

Соглашение предполагает создание нового банка развития и пула валютных резервов. Капитал банка страны - участницы соглашения будут формировать на паритетных началах, а доли в пуле резервов будут соответствовать размерам экономик (подробнее см. стр. 04). В перспективе также создание аналога Международного энергетического агентства, объединения импортеров энергоресурсов, членами которого не являются страны БРИКС.

Жизнеспособность новой системы вызывает много вопросов. Пока это в значительной степени декларации о намерениях. Первоначальные $2 млрд для формирования оплаченного капитала нового банка развития страны-участницы должны внести в течение ближайших семи лет. Говорить о появлении альтернативы Бреттон-Вудской системе также едва ли возможно, считают экономисты. Послевоенная система строилась на новом политическом раскладе сил в ситуации, сложившейся на исходе войны: основные участники конференции вскоре вошли в состав Совета безопасности ООН. Сегодняшний мир все еще сохраняет основные черты послевоенной архитектуры взаимозависимости и безопасности. Кроме того, юань пока не является свободно конвертируемой валютой.

Эксперты также отмечают различные мотивации стран-участниц. В случае Китая, Индии, Бразилии и ЮАР речь идет о расширении уже существующего сотрудничества и не идет о создании нового политического лагеря.

Однако для России после начала новой конфронтации с Западом и приостановки ее членства в «восьмерке» в марте этого года подписание декларации в значительной степени политический жест.

Кроме того, в случае Китая можно говорить о диверсификации финансовой системы. Китай не должен выбирать между Всемирным банком и НБР, между МВФ и новым пулом ресурсов. Россия же с учетом ее политической и экономической ситуации может стать перед выбором, сохранять ли ей членство в старых институтах.

Россия не привыкла быть на вторых ролях в региональных объединениях. В отличие от ситуации с созданием Бреттон-Вудской системы Россия может претендовать лишь на позицию младшего брата будь то в системе ориентированной на Запад или на Восток. Вопрос только в том, чьим младшим братом быть выгоднее и безопаснее - Запада или Китая.

Строго говоря, Форталезская декларация - еще один шаг на пути к превращению БРИКС из умозрительного объединения стран с близкими экономическими показателями в подобие политико-экономического блока. Насколько решительным будет этот процесс, зависит от практических выгод реального экономического блокирования для стран-участниц.