Мария Эйсмонт: Многое придется объяснять

Не дождавшись внешнеполитических сенсаций от речи президента Путина на заседании Совета безопасности, посвященном обеспечению суверенитета и территориальной целостности России, комментаторы обратились к сигналам, которые глава государства послал своим согражданам. Путин четыре раза в трех абзацах употребил словосочетание «гражданское общество», на которое призвал опираться «прежде всего», и пообещал, что не имеет целью «закручивание каких-то так называемых гаек», из чего многие сделали вывод, что следует ждать ужесточения борьбы с внутренними врагами. А именно упомянутыми в речи «современными информационными и коммуникационными технологиями» и «зависимыми, «карманными» неправительственными организациями».

Впрочем, закручивание гаек во внутренней политике сегодня кажется совершенно излишним. И если Путин на это пойдет, то это будет скорее перестраховка, сильно преувеличенный страх Кремля перед несогласными, которых совсем немного - куда меньше, чем на рубеже 2011-2012 гг., и куда меньше, чем того заслуживает российская внутренняя и внешняя политика.

Гайки закручены достаточно: никакой реальной возможности участия в политике для неугодных властям и неконтролируемых Кремлем деятелей нет (последний пример - ожидаемая история с отказом в регистрации кандидатами в депутаты Мосгордумы Ольге Романовой и Марии Гайдар). Мирный уличный протест как форма давления на власть и навязывания ей своей повестки также не будет развиваться из-за постоянного ужесточения законодательства о митингах и шествиях: теперь те, кто в течение полугода более двух раз нарушал ст. 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, могут быть привлечены к уголовной ответственности. Даже вполне невинные с точки зрения влияния на власть площадки типа Общественной палаты зачищены: настоящих гражданских активистов туда не допустили.

Но главная проблема европейски ориентированной либеральной оппозиции не в степени закрученности гаек, а в том, что она сильно проигрывает Кремлю борьбу за умы и сердца миллионов россиян. Да, борьба неравная: в руках властей административный ресурс и главное - пульт от телевизора, а эффективный в работе с населением Алексей Навальный под домашним арестом. Но борьба могла бы быть более конкурентной, покажи оппозиционеры бо́льшую сплоченность, последовательность и терпение. «Когда надо объяснять, то объяснять не надо» - эмоционально понятный, но, на мой взгляд, совершенно неверный посыл. Объяснять придется, причем много раз, разными словами и долго, ибо воспитание граждан - это процесс, который занимает много времени. Была известная история, когда некие юные сестры-близнецы на одном ТВ-шоу предположили, что «Холокост - это клей для обоев». Нашлись люди, которые повезли их в Польшу и показали, что такое Освенцим. По результатам нынешней пропагандистской кампании будет немало людей, которым в будущем придется многое объяснять.