Алексей Никольский: В меру неожиданная отставка премьера Украины

Развал правительственной коалиции в Верховной раде и отставка премьер-министра Украины Арсения Яценюка в минувший четверг показались многим чем-то неожиданным, хотя ситуацию можно было предвидеть. Сам Яценюк еще в начале июля сказал, что правительство уйдет в отставку, если Рада не примет важные для кабинета законы - о газоснабжении в особый период и закон, разрешающий продать американским и европейским компаниям 49% украинской газотранспортной системы. На прошлой неделе профильные комитеты Рады не одобрили еще несколько законодательных актов, от принятия которых, как заявил президент Украины Петр Порошенко, зависит финансирование со стороны Международного валютного фонда. Речь идет о повышении рентных платежей для украинских нефте- и газодобывающих компаний, повышении налогообложения крупных сельхозпроизводителей, зерновых трейдеров и ряда других категорий бизнеса, а также о сокращении числа госслужащих. Именно явное нежелание депутатов принимать эти социально непопулярные, но финансово необходимые законы и было названо Яценюком причиной подачи заявления об отставке.

С развалом коалиции очевидно запустился и давно ожидаемый процесс роспуска Рады и назначения досрочных выборов, о чем, однако, пока не объявлено. Судя по заявлениям украинских партий, отставка Яценюка уже используется как повод для фактически предвыборной агитации. Партия «Батькивщина», к которой принадлежат Яценюк и спикер Рады Александр Турчинов, обвинила депутатов, не пропустивших предложенные премьером законы, в открытии второго фронта против ведущей войну Украины. По состоянию на пятницу отставка технически еще не произошла. Заявление вроде бы дошло до Рады, но депутаты объявили о перерыве в работе до 12 августа, хотя Порошенко просил Раду рассмотреть отставку Яценюка неотложно. Представитель Порошенко в Раде заявил, что Яценюк формально продолжает оставаться премьером. При этом ранее вышло и распоряжение кабмина о назначении врио премьера вице-премьера Владимира Гройсмана.

Все эти подробности жизни украинской политической элиты требуют, однако, оценки с точки зрения самого главного вопроса - военного. Ясно, что заявления чиновников кабмина о том, что из-за непринятия законов под угрозой окажется финансирование «антитеррористической операции» (на что нужно всего-навсего около $140 млн в месяц) и восстановления разрушенного (тут предварительная оценка уже в несколько раз больше), едва ли серьезны. На войну деньги, конечно, найдутся. А то, что выборы в Раду будут проведены скорее всего осенью, означает, что в Киеве надеются скоро одержать военную победу.