От редакции: Как работают санкции

Ужесточение санкций против России со стороны Евросоюза свидетельствует о все более сплоченной позиции Запада. В этих условиях важно понять, как именно работают санкции и какие именно факторы влияют на их эффективность.

Международная практика и история применения санкций позволяют обобщить основные факторы, влияющие на их эффективность. Если режим находит в себе силы использовать внешнее давление для консолидации элит и большинства населения вокруг руководства, санкции либо не работают, либо их эффект сильно отложен (скорее второе). Санкции США против Кубы, впервые введенные в 1960 г. и к середине 2000-х превратившиеся в полное эмбарго на поставку любых товаров и запрет американским компаниям и частным лицам сотрудничать с Кубой, не привели к ослаблению режима Кастро. При этом ущерб кубинской экономике за годы блокады составил, по разным оценкам, от $100 млрд до $1 трлн, сказываясь прежде всего на ухудшении уровня жизни кубинцев, отсутствии доступа к современной технике и технологиям. Северная Корея - еще один пример страны, находящейся в жестокой политической конфронтации с мировым сообществом и пользующейся внешним давлением для сплочения населения вокруг своих лидеров.

Другой знаменитый пример санкций отсылает к истории ЮАР. В отношении этой страны санкции на уровне ООН, США и Европы действовали с 1962 г. и вплоть до 1994 г., когда режим апартеида был уже демонтирован. Согласно исследованию Николая Маринова из Йельского университета, основным эффектом санкций является дестабилизация положения руководства государства, на которое они направлены. На Кубе и в КНДР этого не происходит. В случае ЮАР дестабилизация произошла под влиянием комплекса факторов.

Режим апартеида пошатнулся в середине 1980-х, когда эффект санкций усилился благодаря падению цен на экспортировавшееся страной сырье. Однако, считают многие историки, даже это не привело бы к смягчению режима, если бы не наличие в стране активной и популярной политической оппозиции.

Еще один фактор действенности санкций - уровень согласованности позиций международного сообщества. Обычно разработка общей позиции затруднена, поскольку интересы различных стран и регионов различны. Облегчить задачу в этой ситуации может конкретность проблемы, как в случае угрозы получения Ираном ядерного оружия. Действовавшие с 1979 г. санкции, введенные в одностороннем порядке США, не приводили к ощутимому эффекту. Последовательное введение санкций ООН (2006 г.), расширенных санкций ЕС (2010 г.) и, наконец, широкое эмбарго на покупку иранской нефти, вероятно, сыграли роль в том, что избранный в 2013 г. президент Хасан Роухани изменил публичную позицию страны по ядерной программе и переговорный процесс сдвинулся с мертвой точки. При Махмуде Ахмадинеджаде, предыдущем президенте, Иран не мог бы пойти на сближение с Западом без потери лица.

Санкции против Ливии привели к ослаблению режима Муамара Каддафи, но не к смене режима. Они были введены в 1992-1994 гг. Советом Безопасности ООН после отказа Триполи сотрудничать в расследовании взрывов американского самолета в Локерби в 1988 г. и французского над Мали в 1989 г. Запрет любых форм военно-технического сотрудничества с ливийским правительством, международного воздушного сообщения с Ливией, блокировка ливийских счетов в иностранных банках нанесли режиму Каддафи серьезный ущерб, который, по оценкам, мог достигать $30 млрд. Переговоры о снятии санкций начались летом 1998 г., в период наибольшего снижения цен на нефть. В 1999 г. Триполи выдал Британии двух подозреваемых в теракте над Локерби, после чего действие санкций было приостановлено. В марте 2003 г. Каддафи согласился выплатить каждой семье погибших по $10 млн, в сентябре 2003 г. санкции были отменены. Начавшаяся в 2010 г. гражданская война, приведшая к гибели Каддафи, была вызвана не санкциями, а цепочкой революций в регионе (Тунис, Египет).

Введенные в 1992-1993 гг. санкции ООН против Югославии были более масштабными. Они предполагали полное торговое эмбарго, остановку всех финансовых операций, авиаперевозок, приостановку научного, культурного и технического сотрудничества. Исключение было сделано для ввоза в СРЮ продовольствия, медикаментов и предметов первой необходимости. Югославские спортсмены и команды снимались с международных соревнований. В апреле 1993 г. резолюция СБ ООН полностью запретила перевозку товаров по Дунаю, югославские счета в иностранных банках замораживались. За три года (1993-1995) ущерб Югославии оценивался в $45 млрд. В Югославии ежегодный рост цен достигал миллионов (!) процентов. Как и в случае с Ливией, политические изменения в Югославии (в данном случае ее распад) не были вызваны санкциями, но произошли на фоне общего ослабления страны и политической дестабилизации - в том числе под влиянием санкций.

Другой важный фактор - и он касается России - наличие у страны, подпавшей под действие санкций, контрагентов, сотрудничество с которыми позволяет государству обходить санкционные ограничения. Запреты на поставку в СССР отдельных видов продукции, периодически вводившиеся в 1970-х - начале 1980-х гг., стране удавалось обходить при помощи контрагентов в Финляндии и Югославии, а ЮАР, находясь под санкциями, многие годы продолжала сотрудничество с Израилем и Британией в военной сфере.

Россия отличается от всех упомянутых выше стран не только тем, что ее экономика в несравненно большей степени интегрирована в мировую. Россия - ядерная держава, входящая в ВТО, что ограничивает возможность давления. Именно поэтому, отмечая, какие факторы влияют на действенность санкций, напрямую переносить полученные выводы на Россию не следует.