Полина Химшиашвили: Почему Меркель поддержала санкции

За время украинского кризиса Владимир Путин и Ангела Меркель переговорили по телефону как минимум 30 раз, подсчитала The Wall Street Journal. Их последний разговор состоялся 20 июля, темой стало крушение малазийского Boeing над контролируемой пророссийскими сепаратистами территорией Украины. С тех пор лидеры России и Германии не разговаривали. А на прошлой неделе канцлер Германии поддержала наиболее жесткие санкции Европейского союза против России.

С начала событий на Украине за действиями Меркель пристально следили в Москве, Киеве, Вашингтоне и европейских столицах. Ей удавалось оправдывать ожидания всех. Не признавая аннексию Крыма, она говорила о безальтернативности дипломатического решения кризиса и предупреждала о невыгодности экономических санкций для европейской экономики, хотя и поддерживала первые санкции, введенные США, а потом и ЕС против ограниченного круга лиц.

Когда Вашингтон решил ужесточить подход и перейти к секторальным санкциям против России, все снова посмотрели на Меркель. В условиях кризиса германо-американских отношений из-за шпионского скандала появились сомнения в решимости канцлера поддержать партнера. Однако итогом телефонной конференции в прошлый понедельник с участием президента США Барака Обамы, президента Франции Франсуа Олланда, премьеров Великобритании Дэвида Кэмерона и Италии Маттео Ренци и Меркель стало их единодушное решение об усилении санкций, которые «должны стать средством давления на Россию, чтобы она прекратила дестабилизировать Украину, а вместо этого встала на путь дипломатического урегулирования кризиса» (говорится в официальном заявлении по итогам переговоров).

В продолжение кризиса Меркель - самый влиятельный европейский политик - приложила немало личных усилий для налаживания диалога между Москвой и Киевом, в том числе сделала возможной первую и пока единственную личную встречу Путина и Порошенко в Нормандии в начале июня. Но ее главный призыв к России - оказать влияние на сепаратистов, в том числе с целью заставить их обеспечить условия для нормального расследования обстоятельств крушения авиалайнера, - услышан не был. Неудивительно, что, не получив вознаграждения за свои усилия от России, прагматик Меркель компенсировала их на другом фронте: усиление санкций положительно восприняло общественное мнение, США и европейские партнеры. Тем более что, поддержав санкции, Меркель гарантировала, что серьезных последствий для сограждан не будет - газовый сектор они не затронули.