От редакции: Логика Игоря Сечина

Публикация оценок доходов крупных чиновников и менеджеров, похоже, становится еще одной проблемной территорией для журналистов. В пятницу, 1 августа, Савеловский суд Москвы признал данные статьи русской версии журнала Forbes о размере годового вознаграждения президента «Роснефти» Игоря Сечина в $50 млн «не соответствующими действительности и порочащими честь, достоинство и деловую репутацию». Решение не вступило в законную силу и может быть обжаловано в апелляционной инстанции вышестоящего суда.

Главное в этой истории то, что юристы, представляющие Сечина, сместили акцент с вопроса о том, насколько достоверны оценки журналистов, на вопрос о том, порочат эти оценки репутацию истца или не порочат. Это попытка сделать этичным или неэтичным то, что по-хорошему может быть только достоверным или недостоверным.

Если бы от журналистов требовали просто опровергнуть сведения, не соответствующие действительности, юристам Сечина, согласно 152-й статье (п. 10) Гражданского кодекса, пришлось бы представлять собственные доказательства недостоверности работы журналистов, т. е. открыть данные о доходах истца. Но юристы Сечина делают акцент на том, что журналистская оценка вознаграждения топ-менеджера каким-то образом «порочит честь и деловую репутацию». В этом случае доказывать правдивость опубликованных данных должны уже журналисты, а не истец (та же 152-я статья, п. 1).

Судя по всему, оценку своих доходов Сечин считает завышенной и потому «порочащей». «В обществе, в том числе и у лиц, с которыми истец поддерживает деловые контакты <...> складывается ложное впечатление, что истец, злоупотребив своими полномочиями, способствовал тому, чтобы он в 2012 г. смог получить именно такие «сверхдоходы» - так мотивировал свой иск президент «Роснефти». Текст иска, по сути, воспроизводит логику условного человека с улицы, уверенного, что «у них там наверху все схвачено». Получается, что журналистская оценка доходов топ-менеджера эту логику подтверждает и потому является порочащей.

Развеивать, получается, нужно представления, царящие в обществе, а не утверждения журналистов. А для этого проще всего опубликовать данные о доходах, как уже сделали многие топ-менеджеры других госкомпаний («Транснефть», ОАК, ФСК и др.). Но юристы «Роснефти» доказывают, что их компания не подпадает под действие президентского указа от 8 июля 2013 г., требующего публиковать декларации о доходах топ-менеджеров госкорпораций и госкомпаний.