Максим Буев: Зачем верить государству

Возможно, существование института обязательной накопительной пенсии не столь важно для экономики, чтобы за него держаться. Возможно также, что российские негосударственные пенсионные фонды (НПФ) до сих пор непрозрачны и неэффективно управляют деньгами. Однако решение правительства продлить на 2015 г. замораживание передачи 6% наших с вами пенсионных денег в НПФ, скоропалительно принятое в начале месяца, печально по следующим соображениям.

Подобные решения должны приниматься правительством не в спешке и достаточно заблаговременно, чтобы участники рынка могли подготовиться к новым реалиям. Любое другое решение правительства будет сигналом, что государство живет лишь сегодняшним днем, не обладает какой-либо четкой стратегией на длительный период и не заботится о доверии к себе со стороны участников рынка.

Согласно Стиву Нэку, экономисту Всемирного банка, доверие в самом общем смысле слова - это тот единственный фактор, что объясняет всю существующую разницу в подушевом доходе жителей США и, например, Сомали. Являясь ключевой компонентой так называемого социального капитала, доверие помогает нам взаимодействовать друг с другом. Другой компонентой социального капитала являются наши связи, формальные и неформальные, но именно доверие помогает экономике работать более эффективно массой различных способов, например высвобождая деньги, которые бизнесу пришлось бы тратить на охрану.

Вера в политические институты и в заявления правительства - это другая сторона той же медали. В трудные времена подобное доверие может стать единственным эффективным фактором, способным вытянуть экономику из пучины кризиса.

Например, экономистам известно, что в ситуации так называемой ликвидной ловушки, когда процентные ставки низки, а нормы сбережения высоки, вливание денег в экономику не приводит к увеличению кредита. Денежная политика оказывается неэффективной. Виной тому ожидания участников рынка - они предвидят скорое увеличение процентных ставок. Выйти из ситуации можно посредством изменения этих ожиданий - если центральный банк страны берет на себя некоторые обязательства по будущим действиям. В 2013 г. так действовал Банк Англии со своей политикой «руководства на будущее» (forward guidance), когда определялись четкие критерии повышения процентных ставок, например уровень безработицы ниже 7%.

Такая политика, однако, будет работать лишь тогда, когда участники рынка будут уверены в том, что центральный банк их не обманывает. В этом свете цена неправды, сказанной властями, - это реформы, не имеющие никакого эффекта, и отсутствие экономического роста.

По январским опросам «Левада-центра», большинство россиян считают, что интересы власти и общества в России не совпадают и что власть «вынуждена обманывать население, потому что живет за его счет». Решения правительства, второй год подряд меняющие правила игры и для будущих пенсионеров, и для НПФ, подливают масла в огонь: кредит доверия государству это не увеличивает. Об устойчивом экономическом росте в такой ситуации можно забыть.