От редакции: Урбанистика как способ внутренней эмиграции

Москва встречает День города небывалым количеством усовершенствований. Открыт стадион клуба «Спартак» и одноименная станция метро (шестая за год), реконструированы Пятницкая улица, Покровка и Маросейка, начата масштабная реконструкция ВДНХ, строятся новые развязки. Особенно ярко смотрятся эти достижения на фоне экономических трудностей.

Москва была и остается городом-картинкой, из которого периодически решают сделать что-нибудь эдакое. Будучи президентом, Дмитрий Медведев обещал превратить ее в мировой финансовый центр. Сейчас эта идея едва ли реализуема. Зато можно сделать город-парк. В условиях фактического запрета публичной политики участие в благоустройстве города - единственная разрешенная форма гражданской активности. В советское время «несогласным» предлагалось внутренне эмигрировать в науку или художественный перевод, в дворники и кочегары, а сегодня - в урбанистику.

В июле Юрий Сапрыкин (член оргкомитета протестных митингов 2011-2012 гг.) и Илья Ценципер (создатель «Афиши» и института «Стрелка») были привлечены к разработке проекта развития ВДНХ. Концепция развития парка Горького, также разработанная «Стрелкой» по инициативе Сергея Капкова, тогда директора ЦПКиО, стала моделью создания в центре Москвы маленькой молодежной Европы.

Этим летом единственным из ярких оппозиционеров, допущенных к выборам в Мосгордуму, стал муниципальный депутат Максим Кац. Вместе с Ильей Варламовым Кац создал фонд «Городские проекты». Московские власти поддержали несколько инициатив фонда: запрет парковок на Тверской и отказ от реконструкции Триумфальной площади.

Девиз «город для людей», по идее, означает, что у людей в этом городе есть голос. Но его нет даже у руководства Ботанического сада. В рамках превращения ВВЦ, Ботсада и парка «Останкино» в крупнейший парк были сломаны ограждения сада и свыше 200 редких растений оказались утрачены.

Благоустройство города без механизмов обратной связи оборачивается варварством. Под разговоры о «новой градостроительной политике» продолжается строительство в охранных зонах, говорят представители движения «Архнадзор». В «Черной книге» архитектурных утрат последних четырех лет - 60 строений. Среди потерь последних месяцев - дом Прошиных на 1-й Тверской-Ямской, палаты Киреевского на Остоженке и комплекс строений Сретенского монастыря.

Превращение Москвы в город для гуляния, с вайфаем и велосипедными дорожками - прекрасная идея. Но если за прогулки с политическими лозунгами в этом городе можно получить уголовный срок, все превращается в бессмысленную декорацию, да и вайфай, глядишь, начнут выдавать только по паспорту.