От редакции: Подайте на войну

Оптимизация управления оборонным заказом происходит не от хорошей жизни. Упразднение Рособоронзаказа и Рособоронпоставки (см. статью на стр. 02), планируемое переподчинение Военно-промышленной комиссии (ВПК) напрямую президенту Путину должны по задумке авторов добавить эффективности в управлении оборонной отраслью в условиях дефицита средств и экономической изоляции.

Да, здесь видны следы аппаратной борьбы: министр обороны Сергей Шойгу давно хотел убрать Рособоронзаказ из цепочки как лишнее звено; Дмитрий Медведев, вероятно, придумал симметричный ответ и добавил в число ликвидируемых Рособоронпоставку (которая была нужна Минобороны). Повышение статуса ВПК - планируется, что ее возглавит Путин, а нынешний председатель Дмитрий Рогозин станет единственным замом, - можно трактовать и как усиление авторитета Рогозина, и, напротив, как возможность для Шойгу решать вопросы оборонзаказа напрямую с президентом.

Похоже, однако, что принятие решений ускорено нынешним состоянием экономики. Стагнация, поддержанная санкциями со стороны стран Запада, несет для оборонной отрасли большие риски. Проекты кооперации в гражданском секторе замораживаются, финансирование военных проектов затрудняется, ведь для него нужен длинный дешевый кредит, а российские банки, даже государственные, из-за санкций и сами испытывают большие проблемы с привлечением средств и не могут бесконечно наращивать кредитование оборонной отрасли.

Показательный пример: гендиректор «Уралвагонзавода» Олег Сиенко посетовал на прошлой неделе, что из-за санкций США (введены в июле) пришлось заморозить совместные проекты с канадской Bombardier (поезда для московского метро) и американской Caterpillar (локомотивы). В России уральские вагоны закупают мало, предпочитая продлевать срок службы имеющихся. А основные банки - кредиторы УВЗ сами находятся в санкционных списках. Сегодня УВЗ может подпасть и под новые санкции ЕС (по данным WSJ, в списке целый ряд российских оборонных предприятий).

Получается, компании отрасли сейчас сильнее зависят от прямых бюджетных ассигнований. Им приходится начинать просить деньги. А просить придется теперь прямо у Путина. Здесь есть персональный риск: политически верно было бы не просить, а поддержать патриотическую изоляцию и «импортозамещение» (как это делает министр промышленности Денис Мантуров, заявляя, что Россия способна построить аналоги вертолетоносцев Mistral). Но хочется и пролоббировать отмену изоляции - только непонятно как.