От редакции: Как уменьшить ущерб от санкций

Почти одновременно введенные ЕС и США новые санкции против России имеют более жесткий, чем прежде, характер. На этот раз их меры созвучны и почти синхронизированы. Ужесточены условия заимствований для российских нефтегазовых и оборонных компаний, госбанков и Газпромбанка. В Россию не будут экспортироваться технологии для глубоководной, шельфовой добычи и разработки сланцев и соответствующие услуги. Для банков ситуация уже значительно хуже, чем написано в санкциях, отметил президент Сбербанка Герман Греф и пожаловался на недостаток валютной ликвидности.

Вводить ответные меры, «чтобы только показать свою «крутизну» и понести из-за этого какой-то ущерб, - так мы делать не будем», цитирует «Интерфакс» Владимира Путина. Но это не значит, что Россия ответит на санкции не так, как в прошлый раз. Помощник Путина Андрей Белоусов говорит о запрете импорта автомобилей, одежды, продукции деревообработки: здесь европейские партнеры «больше зависят от России, чем Россия от них». Запрет позволит развернуть и увеличить внутреннее производство, надеется он. Министр экономразвития Алексей Улюкаев предпочитает запретить импорт подержанных авто, холодильников и нефтехимической продукции. Но любое ограничение импорта не уменьшит, а увеличит влияние санкций на экономику.

Центробанк и Минфин, напротив, заняты минимизацией ущерба. Рост цен из-за запрета импорта продовольствия уже поднял годовой индекс инфляции до 7,7%. Это лишь начало. Инфляция - одна из самых острых проблем для россиян, напомнила в пятницу председатель ЦБ Эльвира Набиуллина, она «снижает благосостояние населения: падает покупательная способность доходов, обесцениваются сбережения». Поэтому ЦБ не планирует снижать процентные ставки, настаивает на неизменности инфляционных целей и на том, что экономике, находящейся под воздействием высочайшей неопределенности, нельзя помочь за счет раздачи дешевых кредитов.

По-своему пытается минимизировать ущерб и Минфин. Строительство нового космодрома, «железнодорожных обходов вокруг Украины», помощь попавшим в санкционные списки «Роснефти» и «Новатэку» будут осуществлены не ценой увеличения налогов или дефицита, а за счет перераспределения ресурсов, заверяет Антон Силуанов. Видимо, придется увеличивать длительность финансирования уже одобренных проектов и экономить на социалке. А если перераспределить не получится, попавшим под санкции компаниям могут быть переданы, как предлагает Улюкаев, пенсионные накопления. Тоже логично: меньше будет поводов сожалеть об их отмене.