От редакции: Чем российские партии похожи на железные дороги

Президент РЖД попросил у государства субсидий и повышения тарифов для недопущения убытков в 2015 г. Представители всех четырех представленных в Госдуме партий внесли законопроект об удвоении государственного финансирования себя любимых с 2015 г. Эти события похожи не только датой и модальностью - и в том и в другом случае речь идет о поддержании государственной инфраструктуры.

Согласно законопроекту, один голос избирателя для партии, получившей на парламентских выборах больше 3% (т. е. инфраструктура несколько шире, чем Дума, куда проходят за 7%), будет стоить 110 руб. вместо 50 нынешних.

Предстоящее увеличение бюджетных ассигнований на партии станет четвертым менее чем за 10 лет. Если законопроект примут в нынешней редакции, объем прямого государственного финансирования пяти партий (парламентских и набравшего в 2011 г. больше 3% голосов «Яблока») достигнет 7 млрд руб. По сравнению с июлем 2005 г. рост составит 220 раз (тогда голос стоил 50 коп.).

Классические партии - это канал двухсторонней связи между гражданами и государством, они отражают интересы определенных слоев населения. Российские служат скорее краткосрочным индикатором настроений, которые с некоторыми искажениями отражаются в результатах голосования. Главная их функция с некоторых пор - поддержание имитационных институтов демократии и продвижение политики Кремля в Думе, региональных парламентах, в публичной сфере - т. е., собственно, поддержание созданной Кремлем псевдополитической инфраструктуры.

Членские взносы - это старо. Бизнес финансирует партии также лишь по просьбе Кремля.

Государство заказывает партиям выполнение процедур, которые подтверждают легитимность власти, и повышает плату за качество имитации. В этом смысле выборы в регионах прошли блестяще; кроме того, партийцы сталкиваются с ухудшением экономической конъюнктуры, инфляцией и т. п. - надо, надо повысить тарифы для недопущения убытков.