Игорь Цуканов: Как лояльность власти не уберегла Владимира Евтушенкова

У «дела «Башнефти», по которому помещен под домашний арест основатель АФК «Система» Владимир Евтушенков, много параллелей с «делом ЮКОСа». Но есть и важное отличие. Осуждению Михаила Ходорковского предшествовали доклад о коррупции, ряд неосмотрительных внешнеполитических высказываний и финансирование оппозиционных партий. Евтушенков всегда держался подчеркнуто уважительно к власти, педантично соблюдал правила игры и, кажется, ни одной крупной сделки не совершил, не получив добро наверху.

Покупка «Башнефти» была согласована «со всеми уровнями власти», заверил на днях бывший министр финансов Алексей Кудрин. Евтушенков говорил «Ведомостям» в 2011 г.: «Система» не могла бы развивать «Башнефть», «если бы такое решение не было поддержано руководством страны». Государство помогало Евтушенкову: инвестировало в его индийский бизнес, подключилось к решению проблем МТС («дочка» АФК) в Таджикистане и Узбекистане, пустило в «Связьинвест».

Первый этап вхождения АФК в «Башнефть» состоялся в 2005 г. К этому времени Счетная палата уже опубликовала отчет о нарушениях при приватизации башкирских активов, и разрешение приобрести их именно Евтушенкову можно считать знаком доверия. Девять лет сделка ни у кого не вызывала претензий, Евтушенков попадал к высокому начальству и согласовывал нужные решения (например, выдачу «Башнефти» в 2011 г. лицензии на разработку нефтяного месторождения Требса - Титова). Но с того момента, как в июле 2014 г. суд арестовал весь принадлежащий «Системе» пакет «Башнефти» (84,33% голосующих акций), Евтушенкову так и не удалось добиться аудиенции у Владимира Путина, рассказывают знакомые бизнесмена.

Говорят, «Башнефтью» заинтересовалась крупная государственная структура - официально все всё отрицают. Но наверняка должна была появиться еще какая-нибудь причина, лишающая Евтушенкова расположения Путина. Можно только гадать, что и кто мог рассказать Путину о человеке, которого все его коллеги-бизнесмены называют одним из самых порядочных и уважаемых людей в бизнесе. Хотя не факт, что российская политическая элита, видящая себя и всю страну в кольце врагов, по-прежнему готова признавать своим человека, который помог вернуться в Россию опальным Якову Голдовскому и Михаилу Гуцериеву, не усомнился позвать на работу Юрия Лужкова, когда тот был отставлен с поста мэра, и вообще ценит отношения с людьми больше, чем капитализацию собственного бизнеса. Согласится ли Евтушенков пожертвовать существенной частью этой капитализации ради личной свободы?