Кирилл Харатьян: Президент Порошенко объяснил, чего хочет для Украины

Жанр большой пресс-конференции президента для Украины не нов, не ново (вроде бы) даже то, что на мероприятие приглашаются все желающие журналисты. Новым, по словам пресс-секретаря Петра Порошенко, было то, что на сей раз журналисты могли заранее не аккредитовываться, вопросы главе государства заранее не согласовывались и ни в какую очередь СМИ предварительно не ставились.

На самой пресс-конференции был даже момент вечевой демократии, нечто вроде журналистского майдана: Порошенко решил спросить, позволить ли задать вопрос российскому «Первому каналу»; журналисты дружно ответили, что не стоит, и право спрашивать было отдано «Дождю»; но и «Первому каналу», просто чуть позже, дали задать вопрос, он был о расследовании пожара в Одессе, и президент на него подробно ответил.

Общение Порошенко с журналистами длилось по марафонским российским меркам недолго - всего два с половиной часа, из которых первые полчаса украинский президент выступал с программой для Украины до 2020 г. На российский взгляд, его программа выглядит слегка прожектерской: чего стоит хотя бы заявление, что семь первоочередных реформ все - под первым пунктом; или что суть всех реформ сводится к тому, чтобы вместо плохих и нечестных правил появились хорошие и честные. Но излагал свои пункты президент Порошенко с таким явным волнением, так искренне, что вызывал уважение и приязнь; и даже то, что по-украински он говорил с явным русским акцентом, довольно грамотно, но сбивчиво, только добавило его речи обаяния.

Замечательным был его ответ на вопрос, когда Украина будет жить по-новому: «Уже живет. Дороги не перекрывают, когда едет президент». В этом ответе, наверное, много самолюбования - но я немедленно вспомнил 7 мая 2012 г. и пустой центр Москвы, по которой ехал Владимир Путин.

Нет нужды пересказывать содержание пресс-конференции - оно общедоступно; но никуда было не деться от сравнения двух президентов - России и Украины. И в этом сравнении матерый российский лидер с его вальяжной покровительственной манерой вести разговор, по-моему, уступил отнюдь не всегда уверенному в себе, порой нервному, даже дерганому украинцу. Президент Путин своими ответами на последних пресс-конференциях как бы отгораживал дорогих россиян от любых проблем («паситесь, мирные народы»); президент же Порошенко, напротив, звал сограждан к соучастию, хотя бы эмоциональному, к соединению перед общей бедой.

А может, дело в новизне Петра Порошенко? Все-таки Владимир Путин так давно нами правит.