Максим Буев: Университетская гонка за показателями

В опубликованном на прошлой неделе рейтинге университетов мира, составленном британским журналом Times Higher Education (THE), сразу два российских вуза - Московский и Новосибирский государственные университеты - вошли в число лучших. МГУ занял 196-ю позицию рядом с такими уверенными европейскими середнячками, как университеты Бонна и Лестера. НГУ пристроился где-то в четвертой сотне.

С одной стороны, новость, что наши лучшие университеты снова занимают относительно высокие позиции в ведущем мировом рейтинге, разумеется, хорошая. С другой стороны, вряд ли стоит ожидать, что в ближайшее время в рейтинге появятся другие российские вузы, даже несмотря на то, что у нас в стране существует специальная государственная программа, на это нацеленная.

Согласно проекту Министерства образования по повышению международной конкурентоспособности российских университетов (известному как «5-100») к 2020 г. пять отечественных вузов должны войти в сотню лучших по одному из международных рейтингов. Этот проект уже встряхнул вузы, в нем участвующие, и, несомненно, поставил их на путь реформ. Однако, вместо того чтобы сориентировать университеты на достижение определенного стандарта качества в долгосрочной перспективе, на данном этапе проект поставил перед ними некий план «пятилетки в четыре года» с набором индикаторов, формальное выполнение которых стало для этих вузов первоочередной задачей.

Эти индикаторы косвенно увязаны с показателями, учитывающимися при составлении международных рейтингов. Рейтинг THE, например, учитывает среди прочего качество преподавания в вузе, цитируемость научных работ его представителей, а также то, насколько встроен вуз в глобальное академическое сообщество. Последнее означает наличие в вузе иностранных студентов и профессоров, участие в совместных научных проектах с коллегами из-за границы и т. п.

Очевидно, что можно годами работать над тем, чтобы сделать вуз желанным местом для работы ведущих мировых ученых с лучшими показателями цитируемости. А можно просто найти тех, кто согласится на формальную аффилиацию и начнет, сидя у себя в гарвардах, указывать и российский вуз как место работы. Также не обязательно привлекать студентов со всего мира: можно просто увеличить квоты на набор студентов из стран СНГ. Еще одним способом повышения показателей цитируемости может стать, например, попытка пропихнуть местный «Вестник университета N», где публикуется большинство его ученых, в международные базы данных журналов, публикации в которых оцениваются THE.

Подобные фокусы и игры - абсолютно естественная реакция в любой гонке за показателями, этим занимаются все университеты в мире. Однако печально, что из-за популистски сформулированных целей госпрограммы наши университеты вынуждены с этого начинать, пытаясь выполнить «нормы ГТО» здесь и сейчас, в ущерб заботе о здоровье и ведению здорового образа жизни в принципе. Лишь проведение действительно глубоких реформ сделает наши вузы глобальными лидерами в долгосрочной перспективе.