От редакции: Латвийская стабильность

Больше всех голосов снова получила социал-демократическая партия «Согласие», которую возглавляет мэр Риги Нил Ушаков (23,3% против 21,6% у возглавлявшего правящую коалицию «Единства» и 20% у «Союза крестьян и зеленых»). И снова она не сможет сформировать правительство. «Согласие» даже ухудшило результат прошлых выборов (в сентябре 2011 г. было 28%) и получит меньше депутатских мандатов (25 против 31).

Выборы в латвийский сейм продемонстрировали стабильность политической системы этой страны и сложившийся партийный ландшафт. Большинство граждан нашли кандидатов, выражающих их интересы, и пришли к избирательным урнам. Утверждения о низкой явке (58,8%) верны лишь отчасти. Активность избирателей изменилась незначительно: 59,5% - в 2011 г., 62% - в 2010 г., 61% - в 2006 г. Примерно такой же была явка на выборах в российскую Госдуму в декабре 2011 г. (60,1%), когда наблюдатели заявили о массовых «каруселях» и вбросах.

Тем не менее история «Согласия» поучительна по многим причинам. С начала активного участия в политической жизни, которое можно датировать выборами в сейм в 2006 г., где социал-демократы набрали более 14% голосов, их считали представителями русскоязычного населения. С тех пор партия прогрессировала: 34% на выборах в городскую думу Риги в 2009 г., 26% - в парламентской кампании октября 2010 г., 58% - в городскую думу Риги в июне 2013 г. Всего на местных выборах в июне 2013 г. они провели 162 депутата, это второй результат после «Единства» (197) и очень высокий показатель, если учесть, что многие депутаты представляют региональные объединения.

Парадоксальным образом с ростом политической популярности партия постепенно теряла этническую окраску (а ведь в Латвии около трети населения - русские). Политические предпочтения русскоязычного населения эволюционировали от ностальгии по СССР (голосование за потерявшую позиции «За права человека») к поддержке социал-демократии европейского типа.

Несмотря на локальную неудачу, потерю части голосов и мандатов, «Согласие» подтвердило свою системообразующую роль в латвийской политике. Активность русскоязычных жителей Латвии (в Риге к урнам пришли 69,7%) показала, что они готовы участвовать в демократических процессах при построении качественных институтов политического представительства и честных процедурах выборов.