Владислав Иноземцев: Безнадежная попытка «точечной» модернизации Дальнего Востока

Завтра правительство может одобрить законопроект о «территориях опережающего развития», которыми после поездки Владимира Путина на Дальний Восток предлагается считать лишь отдельные части этого региона. Это полная победа Министерства Дальнего Востока над ликвидируемым Минрегионом. «Ручное управление» уже не предполагает прежней «вертикали», и единое пространство страны распадается на вотчины отдельных чиновников. В будущем вероятно появление министерств по делам Арктики, Урала и т. д. Даст ли новая инициатива толчок реальному развитию региона? Нет.

Во-первых, акцент снова сделан на развитии ресурсной базы, причем силами отечественных инвесторов. В списке приоритетных проектов почти исключительно ГОКи, плюс нефтеперерабатывающий комплекс и порты. Закрепляется наш сырьевой статус - только теперь не в Европе, а в Азии. Может ли такой подход привлечь 19 руб. частных инвестиций на 1 руб. госвложений? Не уверен.

Во-вторых, правительство пытается заманить инвесторов обнулением федеральной части налога на прибыль. Но ее еще нужно получить. Обещание снизить страховые взносы с 30% до 7,6% оплаты труда тоже вряд ли вдохновит инвесторов: доля таких расходов у «Газпрома» в 2013 г. - 7,4%, у «Роснефти» - 4,5%, в целом в сырьевом секторе схожие показатели. Зачем ему такая льгота?

В-третьих, в проекте нет слов о привлечении внешних инвестиций. А везде в мире ускорение таким регионам придавал приход иностранцев с технологиями и капиталом. Но для них простота таможенного оформления и право работать по своим стандартам и техрегламентам намного важнее низких налогов. Это понимают даже в Белоруссии: под Минском сейчас строится китайский «индустриальный парк».

Развитие Дальнего Востока - важнейшая задача России в XXI в. Она должна решаться созданием настоящей зоны экономической свободы, какой сотни лет была вся Сибирь. Пора признать, что целые регионы могут иметь особое хозяйственное законодательство, что Дальний Восток может развиваться только в партнерстве с соседями, а Россия должна стать подлинно федеративной. И не надо создавать для каждого региона отдельные министерства, если только умножение числа министров не единственная цель процесса.