Маргарита Лютова: Чему государству следует учиться у «Стройтрансгаза»

Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко, вероятно, не будет генподрядчиком на строительстве моста через Керченский пролив. Сенсация? Нет, эффективная работа и грамотное распределение рисков. Генподрядчиком может быть назначен ФГУП при Спецстрое, а «Стройтрансгаз» подхватит проект на субподряде.

Быть субподрядчиком очень удобно. «Стройтрансгаз» возьмет на себя четко определенную часть работ. Ему не придется просчитывать экономику всего мегапроекта, определять этапность работ, финансовую модель, договариваться с субподрядчиком. Если возникнут непредвиденные расходы, договариваться нужно будет с ФГУПом, а не правительством. И отвечать за общую смету тоже будет Спецстрой, а не «Стройтрансгаз». Никаких банкротств, никаких «молодцы, хорошо работаете».

Риски у генподрядчика, который будет работать в Керченском проливе, весьма высоки: проект объявлен президентом, срок сжатый, сложности - от геологии до мин времен Великой Отечественной. Не говоря уже о необычайно строгом подходе к смете.

Спецстрой строит жилье для военных, дороги, аэродромы и космодромы. То есть объекты, где результат первичен, а цена - вопрос не первой значимости. Не экономить же на национальной безопасности - а именно в ее интересах работает Спецстрой, утверждается на его сайте. Сложные мосты строить пока не доводилось, но тут главное - правильный подход.

«Стройтрансгаз» пытается эффективно решить проблему высоких рисков - переложить их на того, кто готов за них платить. Другой лидер рынка - «Мостотрест» заявил, что намерен ограничиться субподрядом, еще когда генподрядчиком собирался стать «Стройтрансгаз».

Компании, традиционно считающиеся близкими к государству, сделали вывод из печального сочинского опыта и больше не хотят списывать убытки ради государственных мегапроектов. Когда прецедент создан, они начинают опасаться новых вторжений государства и теперь рассчитывают на более совершенные методы господдержки: не просто распределение заказов, а право выбора между генподрядом и субподрядом. Как любая частная корпорация, близкие к государству компании руководствуются строго своими коммерческими интересами.

А вот государство на этом проекте делает все, чтобы только не повышать эффективность своей работы. Сначала отказывается от конкуренции подрядчиков. Затем берет на себя все риски, которые могут обернуться новыми расходами. Соглашается на контрагента в погонах, не пытаясь на взаимовыгодных условиях договориться с теми, кто стремится жить в рыночной логике.

И не то чтобы попыток не было: переговоры шли, контракт менялся после каждого нового совещания. Выверялось каждое условие соглашения, рассказывают их участники. Но Спецстрой - это решение «сверху», коротко объясняют чиновники. Для подрядчика и субподрядчиков государственной важности такой подход выгоден, а вот для государства - едва ли. И с каждым новым проектом их интересы расходятся все дальше.