Александр Шохин: Нам нужен фискальный мораторий

Российский союз промышленников и предпринимателей нечасто использует для общения с органами власти формат заявлений и открытых писем. Для высказывания позиции бизнеса по проектам стратегий и законов есть формализованные инструменты и площадки. Но бывают случаи, когда тема настолько важна, что приходится переводить дискуссию с правительством в публичную плоскость. Обсуждение растущего уровня фискальной нагрузки на бизнес как раз такой случай.

На прошлой неделе РСПП обратился с заявлением (http://media.rspp.ru/document/1/5/9/598f01d4d321231b55b9ee8102431590.pdf) к правительству, предложив ввести мораторий на повышение фискальной нагрузки до 2018 г. Поводом к этому стали многочисленные фискальные инициативы при отсутствии в стране стратегического документа, который зафиксировал бы основные предлагаемые новации. В «Основных направлениях налоговой политики» на следующую трехлетку перечислена лишь их часть. Предпринимателям важно системно отреагировать на весь комплекс инициатив, а не на отдельные законопроекты, проекты постановлений или просто идеи, вброшенные (часто без прямого авторства) в публичное пространство.

Увеличение налоговых ставок на дивиденды, повышение «водных» налогов и сборов, отмена порога зарплаты для отчислений в ФОМС, нефтяной налоговый маневр - эти инициативы внесены в Госдуму и должны начать действовать с 1 января. Мы считаем необходимым от них отказаться. Беспокоят предпринимателей инициативы по переоценке амортизированного имущества, увеличению страховых тарифов для опасных объектов и тарифов соцстрахования для работников с вредными условиями труда. Растет и неналоговая нагрузка - предлагается ввести плату за резерв мощности в электроэнергетике.

Бизнес часто обвиняют, что ему любые налоги кажутся слишком высокими. Но за предложениями РСПП стоит не желание лишить бюджет доходов, а наше понимание экономической ситуации в стране. Без ускорения экономического роста, без активизации инвестиционной политики компаний, без инноваций у российской экономики нет перспектив. Это ставит вопрос об адекватных стимулах для роста, а как минимум - о стабильности уровня фискальной нагрузки.

Обсуждаемые и принимаемые в последнее время фискальные решения укладываются в простую логику: увеличить нагрузку на бизнес и на граждан. Невозможно спрогнозировать, во что выльется переход на кадастровую стоимость для налогообложения недвижимости. Одновременно ужесточается ответственность для налогоплательщиков, в том числе уголовная. Следователям возвращается право возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям, при этом давно зафиксированные пороги крупного и особо крупного ущерба по налоговым преступлениям не повышаются.

Чтобы в стране не наступил экономический спад, российским компаниям необходимо уже сейчас увеличить объем инвестиций. Но доступ к западному финансированию ограничен, а российский финансовый рынок предложить дешевые деньги в нужном объеме не в состоянии. Не заменят банковскую систему и институты развития. Повышение налога на доходы от дивидендов в комплексе с решениями по накопительным пенсиям поставило крест на фондовом рынке как источнике инвестиций. А собственных средств компаний на инвестиции недостаточно и больше не станет: государство повышает налоги.

Самое опасное последствие фискальных инициатив - ликвидация у граждан России желания стать предпринимателем. Еще пара «креативных» налоговых решений - и следующего поколения бизнесменов не будет. Нестабильность и непредсказуемость уровня нагрузки вымывает с рынка слой активных малых и средних бизнесменов, все глубже уводит их в серую зону.

Снижается желание органов власти вести диалог с предпринимательским сообществом по фискальным вопросам. Повсеместной стала практика внесения в правительство налоговых законопроектов без публичных обсуждений. Игнорируются и формальные процедуры, и договоренности, и даже прямые указания руководства страны о необходимости согласовать позиции с предпринимательским сообществом.

Так, недавно министр финансов представил президенту России проект поправок в Налоговый кодекс о налогообложении прибыли контролируемых иностранных компаний. Его должны были доработать по итогам обсуждения с бизнесом. Но и бизнес, и даже профильные органы власти увидели представленную президенту версию поправок лишь после свершившегося факта. Открытость ведомства измеряется не количеством совещаний, а соблюдением требований по публичному обсуждению и уважением к партнерам со стороны бизнес-сообщества.

Лишь в отдельных случаях РСПП при поддержке других предпринимательских объединений удавалось добиться отказа от фискальных инициатив. Например, не допустить повышения ставки НДС на 1-2 процентных пункта и введения налога с продаж. Однако отказ от введения НСП привел к риску появления еще более непрозрачных и хуже администрируемых вариантов получения средств в региональные бюджеты. Это сбор за право заниматься отдельными видами деятельности и предоставление регионам права снижать пороги для получения малым бизнесом права доступа к «упрощенке» и патентам.

РСПП предлагает в условиях непростой экономической и внешнеполитической ситуации не повышать до 2018 г. налоговую нагрузку на бизнес. Тем более что такие обещания давались на самом высоком уровне. Нужно перестать пугать бизнес ростом уголовной ответственности. Необходимо остановить повышение непредсказуемости деловой среды для бизнеса: решения, повышающие фискальную нагрузку, должны вступать в силу не ранее чем через два года после их принятия. Надо сохранить обязательность публичного обсуждения любых фискальных инициатив и отказаться от рассмотрения тех из них, что не зафиксированы в «Основных направлениях налоговой политики» на ближайший период. Наконец, нужно ввести универсальные льготы для инвестиционно активных компаний, включая инвестиционную, и провести оценку действующих и предлагаемых неналоговых финансовых обременений бизнеса.

К сожалению, борьба с налоговым креативом чиновников отвлекает все больше времени от содержательной повестки дня. Вместо выдвижения инициатив по повышению конкурентоспособности экономики и компаний нам приходится обороняться от чужих идей, ухудшающих деловой климат. Только активизация политики по снижению нагрузки на бизнес и стимулированию инвестиционной активности бизнеса позволит создать условия для перехода от стагнации к экономическому росту и успешно решать задачи повышения конкурентоспособности и импортозамещения.