Максим Буев: Рискованные игры ЦБ

В сентябре Центральный банк России начал использовать валютные свопы - новый для нас инструмент, который призван решить проблемы с валютной ликвидностью отечественных банков, попавших под санкции. В конце октября с той же целью ЦБ начнет предоставлять банкам валютные кредиты под залог рыночных активов (валютное репо).

С одной стороны, это, конечно, новость хорошая: фактически ЦБ расширил свой набор инструментов по управлению ликвидностью в финансовой системе и (неявному) поддержанию курса рубля. У валютных интервенций и повышений процентных ставок теперь есть альтернатива.

С другой стороны, операции ЦБ с подобными свопами - это не ликвидация рисков, существующих в системе, не решение проблем, связанных с общей слабостью нашей экономики и лежащих в основе пожара на валютном рынке, а лишь способ выиграть время и трансформация одной головной боли в другую.

Мода на использование валютных свопов и репо центральными банками развивающихся стран в недавнем времени уже привлекала внимание экономистов. Рискованность подобных стратегий была отмечена в августе 2013 г. сначала банком BNP Paribas в аналитической записке, а затем в сентябре того же года в подробной статье в Financial Times, посвященной политике резервных банков Бразилии, Индии, Индонезии и Турции.

Вливая долларовую ликвидность на рынок через своп или репо, центральный банк фактически ставит заемщиков перед необходимостью нести риск неблагоприятного изменения обменного курса (в нашем случае - продолжающегося ослабления рубля) и процентных ставок (базисный риск). Взятые в долг доллары банки вынуждены будут в любом случае вернуть в ЦБ, а промежуточные риски должным образом хеджировать, что ведет к дополнительным затратам. Если эти риски аккумулируются сверх меры - уже ЦБ будет нести риск банкротства контрагента.

Кроме того, те свопы, которые использует или собирается использовать Банк России, фактически сокращают объем рублевой денежной массы в системе: беря валютный кредит, банки вынуждены увеличивать свои рублевые резервы в ЦБ, сокращая таким образом объемы кредитов реальному сектору экономики. Это могло бы сыграть ЦБ на руку в условиях высокой инфляции, вызванной ростом денежной массы, что, однако, не наш случай: причины инфляции в России не являются монетарными.

Справедливости ради следует отметить, что на данный момент валютные свопы, во-первых, предлагаются ЦБ по ставкам выше рыночных и поэтому не очень пользуются спросом. Во-вторых, свопы выдаются на срок один-два дня с лимитом по операциям в $1-3 млрд в день - объем небольшой. Упомянутые выше риски при таких цифрах, возможно, незначительны. Однако сделки по валютным репо будут уже на сроки до 28 дней с вероятными объемами до $10 млрд. Кроме того, Национальная валютная ассоциация уже обратилась в ЦБ с предложением увеличить сроки сделки по валютным свопам до одного года. В этом случае риски операций станут уже более осязаемыми и небесплатный сыр валютных свопов может оказаться мышеловкой для нашей банковской системы.