От редакции: Как меняется проект народного единства

День народного единства в Москве был отмечен не только «русскими маршами» националистических движений, но и официальным праздничным шествием «Мы едины!». Марши становятся все менее массовыми, власть чинит их организаторам препятствия. Судя по всему, решено «национализировать» националистическую повестку дня.

«Управляемый национализм» поначалу рассматривался властью как часть проекта борьбы с «оранжевой угрозой». Участие националистов в протестном движении 2011-2012 гг. власть расстроило, а на вчерашнем марше в Люблине и вовсе звучали лозунги против Путина, Новороссии и войны с Украиной. Президент Путин, как «главный националист», с таким содержанием праздника не согласен. Национализм нужно вернуть государству, а оно уж решит, как осуществлять и как праздновать народное единство.

Свежий опрос ВЦИОМа показал значительный рост доли уверенных в том, что народное единство в стране есть (44% в 2014 г. против 23% в 2012 г.). Правда, объяснить его происхождение они не могут: 45% уверенных в единстве затруднились назвать его причину (в 2012 г. - 28%). Из предложенных вариантов сегодня чаще выбирают «в трудные минуты Россия объединяется» - 19% (16% в 2012 г.), еще 14% считают, что все нации мирно уживаются между собой (в 2012 г. было 22%). А, скажем, популярность варианта «люди стараются помогать друг другу» упала с 15 до 4%.

Получается, что по-настоящему объединить россиян могут только трудные минуты - и, собственно, они наступили.

Респондентов спрашивали, какие различия между группами людей и слоями общества им кажутся значимыми. Самым важным оказалось различие по доходам - 78% (против 59% в 2013 г. и тех же 78% в 2009 г.); на втором месте социально-классовое - 60% (47 и 57%). Близость показателей кризисных 2009 и 2014 годов говорит сама за себя. Но если выход из кризиса в 2010 г. позволил поднять доходы большинству населения, в ближайшее время этого ждать не приходится: нынешний кризис другой природы. В такой ситуации власть может попытаться возглавить борьбу с угрозами единства.

Национальные различия считают значимыми 46% респондентов. Не очень много, но тренд растущий: в 2009 и 2013 гг. было 42 и 44%. На самом деле по сравнению с 2013 г. выросла значимость всех различий в обществе, кроме культурных, - религиозных, поколенческих, поселенческих, региональных, идейных и партийных. За наблюдаемым единством в обществе усиливается напряжение.