От редакции: Политика требует жертв

Накануне визита в КНР российский президент рассказал ведущим китайским СМИ о факторах, формирующих цену на нефть (в данный момент низкую). По мнению Владимира Путина, у снижения цены нефти есть объективные причины - замедление экономики и рост добычи, в том числе благодаря новым технологиям. Но есть и субъективные: «Политическая составляющая в ценах на нефть также всегда присутствует. Более того, в некоторые кризисные моменты возникает ощущение, что в ценообразовании на энергоресурсы как раз и превалирует политика».

Путин знает, о чем говорит. История газовых отношений России и Украины учит нас, что цена энергоресурса может сильно повышаться по мере роста политической самостоятельности страны-покупателя, а на цену газа может влиять базирование российского Черноморского флота.

Пример Белоруссии не менее красноречив. Она покупает российский газ по цене примерно в 2 раза ниже, чем Европа в среднем, и в 2,5 раза ниже соседней Украины. Более того, нефть и газ Белоруссия покупает у России без экспортных пошлин, по внутрироссийским ценам. Частично она компенсирует России эти потери перечислением пошлин от экспорта нефтепродуктов, но в связи с началом работы Евразийского экономического союза и налоговым маневром в российской нефтянке компенсация будет снижаться (а на 2015 г. отменена).

Мы привыкли думать, что это политика Путина - спонсировать Александра Лукашенко дешевыми энергоресурсами, чтобы обеспечивать поддержку интеграционным проектам Кремля. Но возможна и обратная трактовка: батька проводит успешную политику снижения цен на покупаемую нефть и газ. Может, Путин на него и жаловался китайцам?

Нет, конечно. Он имел в виду коварный Запад. Партнер RusEnergy Михаил Крутихин считает, что и тут Путин прав: цена нефти действительно испытывает сильное давление, в том числе в результате успешной политики США по развитию собственного ТЭКа.

Приходится признать, что коварные США смогли быстро диверсифицировать если не экономику, то хотя бы источники энергоресурсов. То ли им так выгоднее, то ли они хотели подразнить Путина - не суть важно. А Путин обещал китайским СМИ, что российское руководство будет и дальше диверсифицировать экономику, снижая зависимость от европейского рынка углеводородов. Кроме прочего, за счет увеличения экспорта нефти и газа в страны АТР.

То есть мы будем снижать не зависимость экономики от экспорта сырья - опыт показал, что это невозможно, - а всего лишь зависимость от европейского рынка. В пользу Китая, который принимает это обещание благосклонно, рассчитывая на понижение цены российского топлива. Что ж, политика превалирует и тут.