Генадий Шмаль: Налоговый маневр приведет к сильному росту цен на бензин

Налоговый маневр был придуман в декабре 2011 г.: Владимир Путин заявил о необходимости усовершенствовать российскую налоговую систему. Речь шла о перенастройке фискальной политики на решение задач индустриального развития. Затем в правительстве решили ограничиться повышением НДПИ по газу и ряда акцизов, отменой льгот по региональным налогам. Не прошло и года, как Минфин предложил сконцентрироваться на нефтяной отрасли. Создание сбалансированной структуры маневра заняло почти два года. Итоговая конструкция включала в себя постепенное снижение экспортных пошлин на нефть при одновременном повышении ставки НДПИ. Чтобы не допустить роста цен на нефтепродукты на внутреннем рынке, правительство предусмотрело поэтапное сокращение ставок акциза на нефтепродукты, особенно 5-го класса.

Это прекрасно вписывалось в логику четырехсторонних соглашений, подписанных в 2011 г. ФАС, Ростехнадзором, Росстандартом и компаниями, чтобы мотивировать нефтяников на производство более качественного топлива. Для бюджета маневр означал рост поступлений - по оценкам аналитиков «ВТБ капитала», в объеме $8,1-9,6 млрд. Для нефтяников тоже были плюсы: должна была увеличиться маржинальность переработки нефти, экономические стимулы к ускоренной модернизации НПЗ. Рост цен на бензин прогнозировался в пределах инфляции.

Но теперь правительство предлагает «маневр в маневре». Минфин поддержал поправку, внесенную председателем транспортного комитета Госдумы Евгением Москвичевым. Она меняет ставки акцизов на бензин и дизтопливо 5-го класса. Акцизы на топливо, которое правительство так долго пыталось заставить производить нефтяников, должны вырасти соответственно на 1330 и 1150 руб. за 1 т по сравнению с планировавшимся уровнем. А министр энергетики Александр Новак заявил, что это «согласованная позиция правительства», «решение, которое уже принято, и оно не обсуждается». Мотивировка депутатов: за счет акциза надо наполнить региональные дорожные фонды, которые из-за маневра теряют порядка 90 млрд руб.

Хрупкий баланс всех составляющих налогового маневра - плод длительных консультаций ведомств и участников рынка - оказался под серьезной угрозой. Непонятно, почему вопрос о дорожных фондах не возник в течение долгих и тщательных согласований. В начале октября этот вопрос поднял президент Татарстана Рустам Минниханов на заседании Госсовета: его республика может недополучить 2 млрд руб. О сопоставимых потерях (в целом около 90 млрд руб.) сказали и другие регионы.

Минфину не позавидуешь - в условиях экстраординарной макроэкономической ситуации нужно наполнять бюджеты. Но получается, что за счет автовладельцев. Правительство прогнозирует из-за собственных инициатив рост цены бензина на АЗС минимум на 3,1 руб. за 1 л. Эту цифру на заседании комитета Госдумы по бюджету озвучил замминистра финансов Сергей Шаталов. Глава комитета Госдумы по энергетике Иван Грачев, депутат Андрей Крутов и первый зампред комитета по бюджету и налогам Оксана Дмитриева в письме премьеру говорят о 20%-ном росте цен в первом полугодии 2015 г. (до 45 руб. за 1 л), а к концу 2015 г. - до 50 руб. Цены, по мнению Шаталова, должны будут контролироваться ФАС.

Но именно ФАС была одной из сторон, подписавшей в 2011 г. от имени правительства четырехсторонние соглашения с компаниями, мотивировавшие их на производство более качественного топлива. Поверившие в долгосрочность правительственных обещаний компании инвестировали сотни миллиардов рублей в модернизацию нефтепереработки. «Лукойл», с 2013 г. производящий только 5-й класс, потратил за три года 130 млрд руб. на строительство и ввод в эксплуатацию современных установок для выпуска более экологичных нефтепродуктов. «Газпром нефть» рассчитывает вложить порядка 170 млрд руб. Сопоставимые цифры и у других компаний. Недополученный операционный доход «Лукойла» в 2015 г. в случае принятия поправок составит 14 млрд руб.

Для стимулирования производства более качественных бензинов лучше было задуматься об акцизах на 4-й класс. Новые акцизы демотивируют производителей - акциз платят именно заводы. «Газпром нефть» уже заявила, что, «если дифференциация акцизов на бензин 4-го и 5-го классов будет нарушена, высока вероятность, что мы не будем выпускать бензин 5-го класса». Переходить на «пятерку» становится невыгодно. Остается только надеяться, что следующим шагом не станет изменение техрегламента, продляющее жизнь 4-го класса (да и 3-го, запрещенного с 2015 г.). Компенсировать затраты можно будет, только увеличив цены на заправках. Выглядеть это будет странно: на одних АЗС цены на 92-й, 95-й и 98-й бензины будут заметно выше, чем на других. Вряд ли автолюбители будут вникать, что одни АЗС продают 4-й класс, а другие - 5-й. Грязное топливо получит конкурентное преимущество над чистым.

В России почти половину топливного рынка занимают мелкие и средние независимые АЗС. Они не имеют возможности, как крупные компании, компенсировать падение прибыли на АЗС за счет экспорта нефти или нефтепродуктов. Для многих из них увеличение акцизов означает более высокие, чем у крупных, цены или закрытие. Впрочем, есть третий, незаконный вариант - «бодяжничество», разбавление топлива. Если учесть еще и ежеквартальные муниципальные сборы от 600 000 руб. с торговых площадей (включая АЗС), о которых ведут речь в Госдуме, на независимых АЗС вообще может остаться одна «бодяга».